Цена услуги ЖКХ: тепло или холодно.

Бюджетные дотации жилищно-коммунальному хозяйству Беларуси будут сокращаться. При этом доля оплаты населением услуг ЖКХ будет увеличиваться с ростом заработной платы. В 2010 году в республике уровень покрытия жилищно-коммунальных услуг населением составлял не более 30 % и в течение года тарифы не повышались. С 1 февраля 2011 года они возросли. Но даже с учетом повышения тарифов население оплачивает сейчас в среднем около 40  себестоимости всех услуг ЖКХ, предоставляемых коммунальниками и энергетиками. Это обосновано тем, что Беларусь проводит социально направленную внутреннюю политику и дотирует не возмещенные населением затраты на жилищно-коммунальные услуги.

 Напомним, что Президент Беларуси Александр Лукашенко потребовал от правительства не повышать стоимость жилищно-коммунальных услуг в Беларуси более чем на $5 в год. Президент сказал: «Если вы видите, что где-то нам надо подвинуть, вплоть до непопулярных коммунальных услуг, то соответствующие решения могут быть приняты, но у вас есть $5». То есть повышение стоимости услуг должно сопровождаться повышением их качества и жесткой экономией в жилищно-коммунальной сфере.

 С 1 февраля 2011 года тарифы на оплату ЖКУ для населения увеличены постановлением Совета Министров от 4 февраля 2011 года № 138. Этим же постановлением установлены тарифы, обеспечивающие полное возмещение затрат на оказание коммунальных услуг (себестоимость ЖКУ). Сравнив эти цифры, можно оценить, насколько больше пришлось бы платить населению, если бы было необходимо погашать полную стоимость ЖКУ.

 Тариф на техническое обслуживание жилых домов увеличен с 1 февраля на 4,4% — с Br296 до Br309 за 1 кв. м общей площади жилого помещения, что составляет 38,7 % от средней себестоимости этой услуги по стране.

 Одноставочный тариф на электроэнергию вырос на 31,4 % в домах с электроплитами — с Br125,3 до Br164,6 за 1 кВт.ч и на 12% в домах с газовыми плитами — с Br173 до Br193,8 за 1 кВт.ч (52,6% себестоимости). Холодная вода подорожала на 21,2% — с Br385,7 до Br467,5 за куб.м, что соответствует 32,4% себестоимости кубического метра воды.

 При этом не изменились тарифы на тепловую энергию для нужд отопления и горячего водоснабжения — Br43 тыс. 458,3 за 1 Гкал (составляет около 40% себестоимости), на канализацию — Br242 за 1 куб.м (21,9%), на вывоз и обезвреживание твердых бытовых отходов — Br4764 за 1 куб.м (39,5%), за пользование лифтом — Br1421 за одного проживающего (36,7%).

 В то же время стоимость газа выросла примерно на 83% — до Br6789,6 за 1 куб.м для одного проживающего в квартире с газовой плитой и горячим водоснабжением без газового счетчика, при наличии счетчика — до Br848,7 за  1 куб.м. Это около 89% тарифа, обеспечивающего полное возмещение затрат на оказание данной услуги, который установлен на уровне Br946,2. В нынешнем году Беларусь будет покупать российский газ в среднем по $230 за 1 тыс. куб.м.

 Программой деятельности правительства на 2011-2015 годы поставлена задача поэтапного повышения уровня возмещения населением затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг до 60%. А по отдельным видам услуг оплата будет доведена до уровня себестоимости. Это водоснабжение, вывоз и обезвреживание твердых бытовых отходов, электро- и газоснабжение. Но все это будет происходить в увязке с ростом доходов населения и одновременным оказанием наименее защищенным групп пам государственной адресной социальной помощи для оплаты этих услуг.

 Здесь также стоит обратить внимание на такой момент. Сейчас в Беларуси услуги ЖКХ по одинаковому принципу оплачивают как слои населения с низкой, так и с высокой заработной платой. По мнению вице-премьера Сергея Румаса, это «не совсем правильно, что государство на 70% дотирует тех, у кого заработная плата гораздо выше средней». Поэтому в дальнейшем государство здесь будет идти по двум путям: с одной стороны — повышать заработную плату, в первую очередь, для малоимущих слоев населения, с другой — повышать уровень покрытия затрат в жилищно-коммунальном хозяйстве.

 В целом же главной целью на пятилетнюю перспективу является повышение надежности и эффективности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения, улучшение качества предоставляемых  услуг, соблюдение нормативов социальных стандартов. Будет развиваться государственно-частное партнерство и конкурентная среда в жилищно-коммунальном хозяйстве. Предстоит модернизировать жилищно-коммунальное хозяйство и повысить его инвестиционную привлекательность. При этом затраты  на оказание жилищно-коммунальных услуг должны быть снижены на менее чем на 25% в сопоставимых условиях.

 Для выполнения намеченных задач Министерство жилищно-коммунального хозяйства разработало соответствующую программу на пятилетку. Программа предполагает постепенное повышение уровня компенсации затрат населением, поэтому резких скачков тарифов на услуги не будет.

 В течение пятилетки должно быть ликвидировано и перекрестное  субсидирование. Ведь сегодня практически везде за рубежом тарифы на газ, электрическую и тепловую энергию для населения выше, чем для юридических лиц, чтобы удешевить выпускаемую производителями продукцию, повысить ее конкурентоспособность. Этому примеру будет следовать и Беларусь.

 Сейчас Минжилкомхоз и другие заинтересованные ведомства обсуждают предложения, связанные с повышением уровня компенсации населением затрат  на услуги ЖКХ. Как отметил министр жилищно-коммунального хозяйства Владимир Белохвостов, необходимо детально рассмотреть себестоимость каждой услуги и показать, что в ней не заложено ничего лишнего, то есть нет никаких приписок и других неположенных расходов.

 По данным Министерства экономики, повышению тарифов на услуги ЖКХ в Беларуси предшествовал рост заработной платы. В течение 2010 года тарифы на  ЖКХ в Беларуси не повышались. Последнее повышение тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства было 1 января 2009 года. Нынешнему росту тарифов предшествовал опережающий рост заработной платы, пенсий и пособий. При этом повышение тарифов осуществлено в рамках, обозначенных Президентом.

 Как отметил директор департамента ценовой политики Минэкономики Игорь Фомин, в настоящее время удельный вес расходов на услуги ЖКХ составляет до 10% в общей структуре расходов семьи. В то же время в странах Евросоюза затраты на услуги ЖКХ составляют примерно треть таких расходов. Вместе с тем директор департамента признал, что в Беларуси и странах ЕС уровень доходов населения различается. «Но если сопоставить размер роста доходов и последнее повышение тарифов, то это позволяет гражданам иметь в сухом остатке все-таки рост реальных доходов», — сказал представитель Минэкономики.

 Какими будут дальнейшие перспективы изменения тарифов на услуги ЖКХ? Во многом это будет зависеть от экономической ситуации, внешних факторов. В то же время если рост и будет, то он будет подкреплен ростом доходов населения.

 Евгения МОРОЗ,

БелТА.