Город понарошку создали в Богушевском доме-интернате для детей с ОПФР

   За обычной серой дверью с неприметной табличкой в основном корпусе Богушевского дома-интерната для детей с особенностями психофизического развития скрывается… Богушевск в миниатюре. Целый блок сотрудники учреждения превратили в некое подобие городской среды: с торговыми объектами, учреждениями, пешеходными переходами и даже железнодорожным переездом. И пусть всё это понарошку (по большей части нарисовано на стенах, на полу или вырезано из картона), эти объекты имеют для воспитанников огромное значение. Здесь для них начинается первое знакомство с самостоятельной жизнью.

   Несколько лет в до­ме-интернате реализуется программа подготовки молодых инвалидов к самостоятельной жизни. Наиболее развитые юноши и девушки, которым исполнилось 18 и больше лет, имеют возможность проживать отдельно, в домах социальной адаптации. Здесь они ведут домашнее хозяйство, ухаживают за животными, выращивают сельхозпродукцию, учатся зарабатывать и распоряжаться деньгами — всё, как во взрослой жизни. Но прежде чем попасть в дом, ребят готовят в особом блоке. 

         Когда-то эту часть здания занимало приёмно-карантинное отделение, со временем его функции взял на себя изолятор, а  помещение осталось пустовать. Идею превратить неприглядное пространство во внешкольную среду своими руками воплощали  сотрудники и воспитанники дома-интерната. Их усилиями серый коридор превратился в улицу, комнаты — в дом быта и магазин, есть даже «трёхзвездочный отель». 

         — Интернат — всё-таки закрытое учреждение, что, конечно, не способствует социализации, — поясняет заведующая отделением самостоятельного проживания Ирина Миронова, — А благодаря занятиям в блоке социальной адаптации ребята в последующем смогут быстрее адаптироваться к реальной действительности.

         Программа подготовительного обучения рассчитана на подростков от 15 до 17 лет. Эти ребята уже окончили школу, но ещё не достигли совершеннолетия. В течение двух лет они под присмотром педагогов и воспитателей постигают азы кулинарии (в блоке оборудованы полноценная кухня и столовая), учатся пользоваться бытовыми приборами, совершать покупки в магазине, осваивают правила безопасного поведения на улице, в транспорте. Для полной достоверности здесь даже создали иллюзию ночного города. В среднем воспитанники проводят в блоке по 5 часов пять дней в неделю.

Программа занятий не ограничивается только стенами интернатного учреждения. Чтобы закрепить навыки, воспитанники посещают учреждения и организации городского посёлка.

         — Например, сначала мы учимся выбирать продукты в нашем магазине «понарошку», а потом идём за покупками в настоящий магазин, —  рассказывает Ирина Миронова.

         Ребята уже побывали с экскурсиями в отделении милиции в КУПБО «Престиж», на железнодорожной станции, в поликлинике и даже на приёме у главы сельисполкома. 

         Сейчас по программе подготовительного обучения занимаются 8 человек. Однако, помимо них, сюда регулярно заглядывают воспитанники самых разных возрастов: в блоке находится кабинет психолога, проводят занятия учителя-дефектологи. Частые гости в отделении и волонтёры. Недавно здесь встречали учащихся Витебского государственного профессионально-технического колледжа сельскохозяйственного производства, которые организовали для ребят спортивный досуг и кулинарные мастер-классы. 

         На момент нашего визита в блоке находились трое улыбчивых и общительных мальчишек. Андрей, Владик и Виталик — погодки, младшему из них — 15 лет. По программе занимаются год, но уже многому научились: ребята заправски обращаются с кухонным ком­байном, стиральной машинкой-автомат, знают, как правильно сортировать бытовые отходы. Итогом каждого занятия становятся наглядные пособия, которые ребята изготавливают своими руками и которые затем станут для них подспорьем во взрослой жизни.

         Как определить время, оплатить проезд, купить молоко, заправить кровать… Для обычных людей эти навыки не представляют трудностей. Мы получаем их с ранних лет в семье, в социуме. Для этих ребят в силу особенностей их психофизического развития и условий жизни (как правило, они постоянно находятся в интернатном учреждении) — это целая наука. Для некоторых, к сожалению, она непостижима, но у многих воспитанников Богушевского дома-интерната, уверена Ирина Миронова, есть все шансы стать полноценными членами общества. Только для этого им требуется больше внимания и времени.

         Самому старшему, Виталику, в декабре исполнится восемнадцать.

         — Скоро буду жить в домике, — мечтает паренёк.

         На занятии с психологом Татьяной Солоповой ребята пожелали друг другу хорошей жизни, и сотрудники дома-интерната постараются сделать её таковой. 

Ольга БОНДАРЕВИЧ.

 Фото автора.