Вежливость никто не отменял

Переходя проезжую часть исключительно по «зебре», пешеход внимательно смотрит направо-налево, чтобы убедиться: вблизи нет машин, и только после этого начинает путь. Автомобилисты же заранее снижают скорость перед пешеходным переходом и вежливо пропускают людей, спешащих на другую сторону дороги. К сожалению, в жизни так бывает не всегда.

Чтобы увидеть реальную картину — насколько взаимовежливы участники дорожного движения в райцентре — «ГС» вместе с отделением ГАИ Сенненского РОВД организовали небольшой эксперимент. Время для его проведения выбрали не случайно: с 10 декабря Госавтоинспекция проводит комплекс профилактических мероприятий, направленных на предупреждение ДТП с участием уязвимых категорий: пешеходов, велосипедистов, возчиков гужевых повозок. Почему такое пристальное внимание к ним со стороны ГАИ? За истекший период этого года на территории области зарегистрировано 118 аварий с участием пешеходов, в результате которых 27 человек погибло, 93 — получили травмы различной степени тяжести. Причем 44 ДТП совершены на нерегулируемых пешеходных переходах, что привело к гибели троих и ранению 42-х человек.

 Проблема нарушения ПДД пешими участниками дорожного движения, не пропускающих пешеходов на «зебре» водителей актуальна и для Сенненщины, утверждают в ОГАИ. За прошедший период 2020-го сотрудники отделения зафиксировали 257 нарушений правил пешеходами, велосипедистами и 149 фактов непропуска людей на пешеходном переходе.   

 «Ведем разъяснительные беседы, рассказываем о последствиях, наказываем в рамках законодательства. И все равно на улицах города запросто можно встретить человека, перебегающего дорогу буквально в нескольких метрах от пешеходного перехода. Возникает вопрос: неужели так много времени и сил потребуется, чтобы перейти проезжую часть по правилам», — рассказывает инспектор дорожно-патрульной службы отделения ГАИ Валерий Шаблицкий.

Вместе с ним ищем подходящее место, чтобы машина с проблесковыми маячками не была заметна проезжающим по улице автомобилистам. Главное условие — поблизости должен находиться пешеходный переход. Наш план прост: журналист в качестве рядового пешехода будет переходить дорогу. Задача инспектора — фиксировать поведение водителей.

 Мерзнуть долго не приходится: место выбрано довольное оживленное, машины едут в разных направлениях. Заметив на обочине человека, притормаживают. Справедливости ради отмечу: в то время, как пропустить пешехода водитель должен тогда, когда тот ступил на «зебру», автомобилисты останавливаются перед переходом заранее, когда пеший участник нашего эксперимента до начала перехода еще не дошел. Приходится ускоряться, на вежливость надо отвечать тем же.

 «Взаимоотношения пешеход-водитель можно рассматривать по-разному, — рассуждает Валерий Шаблицкий. — С одной стороны, обязанность водителя — предоставить преимущество пешему. Со второй, пешеходы тоже должны заботиться о своей безопасности: лучше убедиться, что перед «зеброй» нет движущегося транспорта, а потом переходить дорогу. Особенно это актуально в темное время суток, в условиях плохой видимости, зимний период, когда дорога может быть скользкой, а водитель не всегда сумеет вовремя затормозить».

 Прописная истина: если участники дорожного движения будут взаимовежливы, то количество происшествий станет куда меньшим. Всем знакомо золотое правило: как хотите, чтобы с вами поступали, так и вы поступайте с другими. В том числе и на дороге.

Галина ЖУКОВА.

Фото автора.

P.S. Сотрудники ОГАИ обращаются к жителям района с просьбой: если ваши видеорегистраторы зафиксировали факт непредоставления преимущества в движении пешеходам на нерегулируемых пешеходных переходах, предоставьте видеофайл в подразделение ГАИ.