Мелиорация: мифы и реальность

В последние годы нередко предъявляются претензии к качеству мелиорации, как отдельных объектов, так и к отрасли в целом. В ряде случаев это справедливая критика, но зачастую — необоснованные придирки или неосведомлённость.

 Людей тревожит, когда после осушительных мероприятий в колодцах исчезает вода, пересохла какая-то река или ручей, участились засухи. Нередко это связывают с негативными последствиями мелиорации, но действительно ли это так? Если обратиться к историческим источникам (климатологии, археологии и т.д.), то выясняется, что за период земледельческого освоения нашего края произошло немало крупных изменений, что и естественно. А если соответствующие изменения природы в прошлом совершались по её объективным законам, разве в настоящее время они не действуют? Следовательно, далеко не во всех случаях в изменении водного режима можно винить мелиорацию. Так, например, заслуживают внимания многолетние (более 80 лет) наблюдения за реками Припять и Горынь, проводимые гидрометеослужбой Беларуси, которые свидетельствуют о том, что сток этих рек за истекший  период существенно не изменился. Колебания в последние годы не выходят за пределы того, что было 70 и более лет тому назад, когда мелиорация масштабно не применялась. Таким образом, опасения по поводу иссушающего действия мелиорации не имеют под собой научной основы.

 В вину мелиораторам также часто вменяют негативное влияние мелиорации на развитие фауны — якобы проводимые работы приводят к уничтожению различных видов птиц и животных. Разумеется, осуществляемое мелиоративное вмешательство существенно влияет на природное равновесие, однако так ли это катастрофично, как провозглашают некоторые рьяные противники мелиорации? Общеизвестно, что Европа является одной из самых густонаселенных и промышленно развитых частей земного шара, но как свидетельствуют данные природоохранных организаций, в таких странах как Англия, Дания, Германия наблюдается наибольшая плотность диких животных на единицу площади. Следовательно, промышленное и сельскохозяйственное развитие, которое неизбежно изменяет природные взаимосвязи, не препятствует развитию флоры и фауны. И если таковы последствия мелиорации в ряде стран Западной Европы, то нет оснований считать, что в Беларуси обстановка должна быть хуже. В подтверждение этого можно в качестве примера привести частые факты обитания на осушительных объектах Сенненского района различных видов животных — зайцев, косуль, лис, кабанов. На мелиоративных каналах часто можно наблюдать уток, серых цапель, аистов, бобров, различные виды рыб, а на многих озёрах ежегодно гнездятся лебеди.

 Ни для кого не секрет, что на землях, находящихся в сельскохозяйственном использовании, имеют место случаи длительного застоя поверхностных вод в пониженных элементах рельефа, что приводит к задержке весенней обработки почвы и сева, к снижению, а в ряде случаев и к гибели урожая. Очень часто такие понижения из-за переувлажнения или затопления не используются вовсе. Преобладающими формами вымочек являются овальная и круглая. При этом, как правило, геометрическая форма понижений приближается к форме почвенных контуров, на которых они сформировались. На мелиоративных объектах Сенненского района 75 % вымочек и переувлажнённых участков сформировано на минеральных (дерново-подзолистых заболоченных и дерновых заболоченных) почвах и 25 %  — на торфяных почвах. По гранулометрическому составу основная часть депрессионных понижений на минеральных почвах приурочена к легкосуглинистым и связносупесчаным почвам (91 %). Около 77 % всех вымочек и переувлажнённых участков имеют размеры от 0,1 до 5,0 га с преобладанием понижений размером от 1,0 до 5,0 га (33 %).

 Продолжительное избыточное увлажнение корнеобитаемого слоя почвы и застой поверхностных вод в пониженных элементах рельефа приводят к угнетению развития растений, частичной и полной гибели сельскохозяйственных культур. Негативное влияние понижений на сельскохозяйственных полях проявляется также в  вынужденном несоблюдении оптимальных сроков механизированной обработки угодий из-за их непроходимости для техники, а в отдельные годы — в невозможности такой обработки. При этом продолжительность периодов с высоким стоянием уровней почвенно-грунтовых вод в пониженных элементах рельефа и их затопления при прочих равных условиях существенно зависит от метеорологических условий года.

  Свидетельством многолетнего неиспользования в сельскохозяйственном производстве переувлажнённых участков является зарастание их древесно-кустарниковой растительностью. Несомненно, с этим негативным явлением необходимо бороться, однако в ряде слу­чаев создание в таких местах экологических ниш является более целесообразным с точки зрения экономики и экологии.

  Человек должен быть рачительным управляющим, а охрана природы в первую очередь должна подразумевать рациональное её использование. В связи с этим необходимо выработать методику оценки переувлажнённых, заросших кустарником и водолюбивой  растительностью понижений с целью определения необходимости в проведении реконструкции, либо устройстве экологических зон.

Иван ЧЕМБРОВИЧ,

научный сотрудник РУП «Институт мелиорации».