В Сенненском историко-краеведческом музее размещена коллекция слуцких поясов

Чтобы узнать историю Сенно, мало бродить по городу, любуясь достопримечательностями. Ведь дело в том, что у каждого здания, памятника, улицы — своя история, о которой знает далеко не каждый житель города. Поэтому не поленитесь заглянуть в историко-краеведческий музей, где, словно по ниточкам, собран и соткан в единое полотно нелегкий исторический путь района.

В музей приходят жители и гости города, все чаще заглядывают граждане других стран, родословная которых связана с сенненской землей. Приезжают потомки участников Великой Отечественной войны, погибших на территории района во время боевых сражений. В залах музея размещены выставки, посвященные истории Сенненщины от первобытных времен до настоящего времени. Познакомиться с историей белорусской деревни и городского быта, элементами повседневной жизни наших предков дает возможность выставка «Этнография и быт Сенненщины». Ее разделы периодически дополняются предметами из других фондов и частных коллекций. В настоящее время здесь разместилась коллекция слуцких поясов — аналогов высокохудожественных произведений белорусского ручного ткачества 2-й пол. XVIII — нач. XIX ст. Такую возможность районному музею предоставило Республиканское унитарное предприятие художественных изделий «Слуцкие пояса» при Управлении делами Президента Республики Беларусь.

Слуцкие пояса — уникальное явление мировой и национальной художественной культуры. Предшественниками слуцких поясов были персидские пояса, которые завозились в Речь Посполитую из Османской империи, Персии, Ирана, Китая. Белорусские мастера переняли восточную технику ткачества, и в XVIII — нач. XIX вв. в стране открылись мануфактуры, занимавшиеся изготовлением поясных из-поясами делий. Одна из крупнейших фабрик находилась в Слуцке. Ее владельцем был известный белорусский магнат Михаил Радзивилл «Рыбонька». Для обучения местных ткачей на фабрику был приглашен турецкий ремесленник армянского происхождения Ян Маджарский (Ованес Маджаранц армянского происхождения), который несколько переработал традиционный персидский пояс, сделав его гораздо уже и короче, сократив количество орнаментальных мотивов.

Вскоре белорусские пояса стали цениться не менее, чем восточные образцы, и даже превосходить их. Особенно произведенные в Слуцке. Мастерство белорусских ткачей было настолько велико, что пояса, выполненные за пределами Слуцка, стали называть слуцкими. Комплекс зданий мануфактуры занимал большую площадь — 2,4 гектара. Общее число работников доходило до 60 человек. На персиарне изготавливалось 200 поясов в год. Чтобы подчеркнуть оригинальность своих изделий, на пояса стали ставить метку «В граде Слуцке». Пояса производились также на мануфактурах Польши, Украины, России, в других городах Великого княжества Литовского и Речи Посполитой и даже во французском Лионе. Пояса не только дополняли мужской костюм шляхты, но считались символом достоинства, благородного древнего происхождения, высокого социального положения и благосостояния своего владельца. Кроме того, их использовали при обряде посвящения в рыцари, при родительском благословлении молодых, вывешивали в храмах как оберег, знак доброй силы.

Знаменитое стихотворение «Слуцкие ткачихи» классика белорусской литературы Максима Богдановича рассказывает о крепостных девушках, которые вместо персидского узора ткали «цвяток радзімы васілька». Однако лирическая история — художественный вымысел, ведь ткать пояса имели право только мужчины, труд которых хорошо оплачивался. Считалось, что шелковые нити тускнеют от прикосновения женских рук. К тому же работа за ткацким станком требовала хорошей физической подготовки. Женщин привлекали к производству только в качестве помощниц.

Слуцкому поясу и сегодня придается большое значение. Это современный бренд Беларуси, выполняющий сразу несколько функций: символическую, духовную, этическую и эстетическую. Символично и то, что в его орнаменте использован василек — цветок, который переносит нас из глубины веков в день сегодняшний, став символом фестиваля «Славянский базар», объединяющего искусства разных стран.

К работе по возрождению белорусских раритетов на РУП «Слуцкие пояса» привлечены историки, искусствоведы, технологи, дизайнеры, ткачи-практики. Изделия изготавливаются с соблюдением всех оригинальных традиций и использованием натурального шелка, металлизированных нитей, а также с содержанием золота и серебра. Аналогов этой продукции в мире нет. На предприятии «Слуцкие пояса» работает музей, где находятся оригинальные изделия XVIII ст., их фрагменты и копии. Но, купив билет, увидеть реликвии не получится — они скрыты от посторонних глаз в фондах музея. Шелк не терпит света, фотовспышек. Коллекция экспонируется лишь по особым случаям.

История слуцких поясов, закат и возрождение ткацких традиций, какие правила предполагало ношение поясных изделий – об этом и многом другом рассказывает раздел этнографической выставки Сенненского музея «Слуцкий пояс — бренд Беларуси». Здесь происходит погружение в прошлое, ярко и живо переплетаются история дизайна и предметный мир ушедших веков.

Бронислава ЖЕЛТОБРЮХОВА, главный хранитель фондов Сенненского историко-краеведческого музея.