Военный и трудовой путь пройден не зря

 

Мария Афанасьевна Кособуцкая, учитель русского языка и литературы Сенненской средней школы №1, ветеран педагогического труда родилась 6 марта 1925 года. В 18 лет была мобилизована на фронт и прошла в освободительной войне более трех тысяч километров от Кавказа до Германии.  После войны она избрала профессию педагога и посвятила себя ответственному и благородному делу – воспитанию детей. 

Мария – витебчанка. Отец, Афанасий Сергеевич Агеев, работал портным. Мать, Матрёна Кондратьевна, домохозяйка. В семье было трое детей. В поисках лучшей доли семья неоднократно   переезжала по огромной стране, которая тогда называлась СССР. Так Мария оказалась в Краснодаре, где окончила школу и поступила в Краснодарский мединститут. Началась война. С приближением немцев к городу институт эвакуировали. Пришлось идти работать техническим секретарем в районный комитет комсомола, в то же время от военкомата училась на курсах радистов без отрыва от производства.  

 Мобилизовали юную Машу Агееву в 9-ую казачью Краснознаменную пластунскую дивизию 4-го Украинского фронта. Боевое крещение их отдельный батальон связи получил под Дембицей, на Кавказе. Об этом сражении Мария Афанасьевна вспоминала неохотно: «Уж слишком много горя и страданий пришлось пережить. Дивизию нашу не успели как следует оснастить, не было достаточно патронов, гранат, не всем солдатам выдали винтовки или автоматы. Мы вступили в неравный бой. Сошлись врукопашную. У некоторых только одно оружие – нож. Многие мои товарищи погибли на поле боя, но враг не прошел. Я впервые поняла, что такое война».

 Свою первую награду «За боевые заслуги» Мария Агеева получила за сражение под Дембицей. В приказе так и сказано «За бесперебойное обеспечение связи». И первую благодарность от Верховного Главнокомандующего И.В.Сталина от 23 августа 1944 г. — тоже за овладение Дембицей, крупным административным пунктом.

 Ефрейтор Маша Агеева освоила свою военную специальность досконально: и на ключе работала, и по телефону передавала сообщения. Техника же этого дела была довольно тяжелой: одна радиостанция, передающая, все время находилась за плечами у Маши, а ее помощник тоже постоянно носил на себе РБМ – радиостанцию боевую модернизированную, принимавшую сообщения. 

 Мария Афанасьевна помнила только фамилию этого тогда 40–летнего мужчины – Мерзляков. Он оберегал молодую радистку, постоянно помогал, в трудную минуту не отходил ни на шаг. Да и невозможно это было сделать – ведь работали они в паре.

 Условия на войне были тяжелейшие. Жили в землянках, окопах. Свой боевой путь Мария Афанасьевна начала в сентябре 1943 года, когда шло освобождение родной земли от фашизма. А это значит – постоянное движение вперед. Никаких столовых, конечно, в помине не было: их заменяла полевая кухня. А однажды немецкий снаряд попал прямо в походный камбуз, и связисты остались вообще без еды. 

 Мария Агеева достойно прошла свой боевой путь в составе частей 4-го Украинского фронта. Она освобождала Украину, Польшу, Румынию, Чехословакию, Германию.

 По ее словам, пребывание на землях Чехословакии запомнилось больше всего. Дружелюбный народ, чувствовалась любовь, уважение. Семья, в которой жили связисты, встречала бойцов радушно. За освобождение Чехословакии Мария Афанасьевна получила благодарность от Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина и   была награждена орденом «Красной Звезды». 

 Воинские части 4-го Украинского фронта прорвали немецкую оборону и овладели городом Краков, затем — освобождение Варшавы.     

 «В Германии наша дивизия побывала, но до Берлина мы не дошли. В марте 1945 г. начались бои на юге Германии. Наши войска прорвали немецкую оборону и заняли город Оппельн, многие бойцы удостоились наград. Потом был получен приказ возвращаться в Чехословакию. Здесь мы и встретили День Победы, — рассказывала Мария Афанасьевна. — В мае 1945-го бойцы возвращались домой.   Поместили нас в теплушки, мы радовались, что не рвутся мины и снаряды, не верилось в такое счастье, главное – скорее увидеть родных.

 Приехала в Краснодар. И, не получив даже новую форму, понесла документы в Краснодарский пединститут». Приняли Машу Агееву без экзаменов: сохранился школьный аттестат, где были все оценки «5». Проучилась там два года, получала повышенную стипендию.

 Семья Марии Афанасьевны возвратилась в город Витебск, и учебу пришлось продолжить в Могилёвском пединституте, который она окончила в 1949 г.

 В Витебском облоно предложили работу в институте усовершенствования учителей, но Мария Афанасьевна не согласилась, потому что не имела педагогической практики. Тогда ее направили в наш город Сенно, в школу №1 учителем русского языка и литературы. Это были сложные послевоенные годы: слабая материальная база, сами заготавливали дрова, работали в колхозе, заработная плата маленькая. Девушке, прошедшей войну, к трудностям не привыкать. Педколлектив сложился хороший, дружный. В Сенно она вышла замуж, родила двоих детей. Работала учителем, завучем, потом 8 лет возглавляла педколлектив школы. Всю себя отдавала работе, детям. К ее боевым наградам: медали «За боевые заслуги», ордену «Красной Звезды», ордену «Отечественной войны 1-ой степени», многочисленным юбилейным медалям, благодарностям от Верховного Главнокомандующего прибавилась еще одна награда – медаль «За трудовую доблесть».

 В 1960 г. Марию Афанасьевну избирают делегатом 2-го съезда учителей Беларуси. В 1966 г. она переехала в город Витебск и работала там преподавателем в школах №5 и №29. Потом была на заслуженном отдыхе.

 В 2009 году Мария Афанасьевна и ее подруга Мария Антоновна Гурьян, завуч нашей школы 60-70 годов, побывали у нас в гостях. Они удивлялись и радовались, как похорошел наш город Сенно, встретились с учениками, учителями школы. Посадили дерево в новом школьном саду. И еще раз убедились, что свой военный и трудовой подвиг они совершили не зря.

 13 января 2024 года Мария Афанасьевна умерла, хоронили ее с почестями. Она оставила о себе светлую и добрую память. 

Людмила КРИШТОПЕНКО,

член президиума

районного совета

ветеранов.