Ученики Ходцевской школы посетили арт-центр Марка Шагала

В арт–центре Марка Шагала проходит выставка «Монументальное искусство и графика Марка Шагала».

 Уникальный проект представил 300 работ Марка Шагала, хранящихся в музеях и частных коллекциях трех стран, — России, Франции и Беларуси.

 Учащиеся 9-11 класса «Ходцевской средней школы Сенненского района» решили прикоснуться к миру искусства. В Витебске были много раз, но в арт-центр Марка Шагала попали впервые. Центр находится в очень красивом месте, в небольшом сквере, весь утопает в снегу. Работы Шагала представлены на первом этаже, их немного, но атмосфера все равно непередаваемая.

 Учащиеся посетили выставку цикл цветных литографий «12 колен Израиля» (1960 г.). Она посвящена 135-летию со дня рождения Марка Шагала.

 Эти графические листы были подарены музею владельцем галереи графики Шагала в городе Майлен (Швейцария) Гюнтером Коматски и имеют следующие названия: «Колено Симеона», «Колено Дана», «Колено Завулона», «Колено Гада», «Колено Иссахара», «Колено Неффалима», «Колено Иуды», «Колено Вениамина», «Колено Рувима», «Колено Левия», «Колено Асира», «Колено Иосифа». Одновременно с литографиями музею была подарена книга «Витражи Иерусалима», изданная в 1962 г. во Франции. Она рассказывает о работе знаменитого художника над витражами для синагоги Медицинского центра Хадасса в Иерусалиме, по эскизам к которым и была создана эта серия литографий.

 Серия литографий «12 колен Израиля» была отпечатана, как и большинство работ Шагала, в мастерской Фернана Мурло. Художник все время усложнял технические приемы, экспериментировал как с материалом, так и с цветом. В работе ему помогали граверы Шарль Сорлье и Георгий Сагорин.

 С конца 1950-х годов Шагал делает много витражей для католических соборов, кирх, синагог и других публичных зданий во Франции, Италии, США, Израиле, Швейцарии, Великобритании.  Эскизами для витражей служили шагаловские рисунки. Стекло выполнялось ручным способом на специализированной фабрике в Ла-Верери-де-сен-Джюс-сюр-Луар в соответствии с инструкциями Шагала по цвету. Для изготовления цветного стекла применялись кислота и двойной слой краски, благодаря чему достигалась передача тончайших цветовых нюансов и градаций. Это придавало витражам Шагала уникальную самобытность и живость. Обычно Шагал заканчивал работу над окнами лично, часто работая в течение нескольких месяцев в реймской мастерской.

 Одной из самых известных работ Шагала в Израиле являются витражи в синагоге иерусалимской больницы Хадасса в предместье Эйн-Карем. В синагогу приходят не только верующие больные, но и обычные люди, которые хотят увидеть одно из величайших творений великого мастера, которое неподвластно времени.

 Решение о создания проекта витражей для синагоги было принято в июне 1959 г., когда доктор Мириам Френд и архитектор Джозеф Ньюфелд, автор проекта медицинского центра Хадасса, остановились в Париже перед отъездом в Иерусалим для того, чтобы увидеться с Шагалом. После утверждения темы художник приступил к работе с энтузиазмом и усердием, которые не покидали его до самого ее завершения.

 

Расположенная на Иудейских холмах на западе Иерусалима синагога была построена в форме прямоугольника. Для ее освещения (как физического, так и духовного) было сделано 12 окон, заполненных витражами. Каждый из витражей был решен в одном из четырех основных цветов – синем, красном, зеленом и желтом с использованием разных оттенков.

  12 витражей синагоги символизируют 12 колен Израиля: Симеона, Иссахара, Завулона, Неффалима, Асира, Гада, Рувима, Иуды, Дана, Левия, Иосифа и Вениамина. Эта изумительная работа является одной из вершин шагаловского искусства. И в этом мы  смогли убедиться. Шагал очаровывал всех поэтичностью своих работ, нежностью и фантастичностью изображения.

 Посетить арт-центр обязательно нужно. Картины впечатляют. Экскурсовод доступно все рассказывает. Можно приобрести различные сувениры в виде магнитов и других прекрасных вещиц о напоминании вам посещения этого замечательного музея.

Текст и фото предоставлены учителями

Ходцевской школы Натальей Шабердыевой и Юлией Шман.

.