О трагических событиях 80-летней давности, о жизни, победившей смерть, — в разделе проекта #Поехали

В годы Великой Отечественной войны деревня Курейшино Сенненского района стала одной из нескольких сотен белорусских деревень, в которой немецко-фашистские захватчики оставили свои кровавые следы. О трагических событиях 80-летней давности, о жизни, победившей смерть, — в разделе проекта #Поехали. 

 

Их осталось совсем немного — очевидцев тех огненных лет. Они рассказывают о своих судьбах, опаленных войной, а мы, записывая эти трагические и героические воспоминания, думаем: успеть бы выслушать… Сестры Татьяна Курс и Людмила Кошкина рассказали о событиях самого страшного дня в жизни их семьи и всех жителей д. Курейшино, произошедших 6 сентября 1942 года. Женщины с детства знают, какие ужасы довелось пережить их бабушке, чудом оставшейся живой с шестимесячным ребенком на руках.

 Жизнь в Курейшино шла своим чередом, никто не догадывался о надвигавшейся беде для всей страны. Но она пришла. 22 июня 1941 года разнеслась страшная весть: ВОЙНА! Начался массовый призыв военнообязанных. Никто не хотел, но все были готовы получить повестки.

 

В Курейшино войну принесли самолеты с крестами на крыльях. Низко пролетая над полями с колосящейся рожью, над избами, сбрасывали бомбы и исчезали за горизонтом. В первые месяцы войны из деревень Сенненского района на фронт ушли почти все мужчины, остались женщины, старики и дети. На их плечи легла вся тяжесть деревенской жизни. Местное население не могло мириться с оккупационным режимом, установленным фашистами. Вскоре здесь развернулась партизанская и подпольная борьба. Народные мстители срывали планы перевозок вражеских войск, переброску вооружения, вывоз раненых. Активно действовали партизаны бригады К.С. Заслонова, базировавшейся в Алексиничских лесах: летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады. Подпольщики старались спасти людей от угона в фашистское рабство, помогали партизанам продовольствием. Патриоты проводили среди населения работу по срыву всех мероприятий оккупационных властей.

 Из воспоминаний Татьяны Курс: «Бабушка говорит, а по ее щекам текут слезы. Я понимаю, что слова не передают и тысячной доли того, что скрывает ее память… Вся  семья сражалась против фашизма. В партизанском отряде была наша бабушка Дарья Титовна Дударева, а ее сестра Ольга Титовна – в Красной Армии. В начале 1941-го года дивизия, в которой воевал наш дедушка Киселёв Кирилл Алексеевич, попала в окружение. Выбравшись, в составе небольшой группы он пробирался на восток в надежде на воссоединение с частями Красной Армии. Так оказался в здешних лесах, где произошла встреча с партизанами. В отряде познакомился со своей будущей женой, нашей бабушкой Дарьей Дударевой. Там они зарегистрировали брак. В ожидании ребенка бабушка перебралась в деревню к матери Варваре Алексеевне. По доносу предателей полицаи вместе с немцами 6 сентября 1942 года прибыли в Курейшино, окружили деревню, перевернули каждый дом в поисках партизан. Расправа была жестокой. Фашисты убивали всех подряд, несмотря на то, что это были женщины и маленькие дети. Бабушка с полугодовалой дочкой – нашей мамой Татьяной Кирилловной – воспользовалась моментом и выскочила в окно. Спрятавшись в кустах, она видела, как соседей погнали вдоль улицы. Среди них была ее мама Варвара Алексеевна. Расстрел проводился недалеко от деревни, где на окраине заранее была выкопана яма. Нельзя передать словами, насколько это душераздирающе». 

 Воспоминания о тех кровавых событиях живут в памяти и сердце Людмилы Кошкиной: «Двое суток бабушка с грудным ребенком добиралась к брату в Сенно. Днем сидела на поле во ржи, ночью шла, не замечая усталости, пока не постучалась в дом брата. Там тоже нужно было прятаться. Затем перебралась в партизанский отряд.  Дедушка так и не увидел свою дочь. К ее рождению из отряда он передал жене шелковые чулки и кусок мыла, а еще просьбу — назвать дочку Татьяной. С войны Кирилл Алексеевич не вернулся – пропал без вести на фронтах Великой Отечественной…».

 Трудно без волнения слушать эти воспоминания, но это и есть правда о войне.  Память – та ниточка, которая связывает поколения, бередит душу и делает прошлое отдельных людей и деревень нашей общей болью и историей. Она вечный наказ новым поколениям беречь мир и ценить то хорошее, что завоевано кровью, искалеченными судьбами, непрожитыми жизнями…

  В тот день расстреляли всю семью Фёдора Барсукова: жену и сыновей (Олега – 8 лет, шестилетнего Владимира и Николая – 5 месяцев). Леонид Барсуков, находясь в партизанском отряде, решил навестить своих родителей. Полицаи расстреляли его семью.

 Родные Дарьи Станкевич также были партизанами. Не миновала трагедия супругов Синкевичей, у которых просто не оказалось документов, подтверждающих личность. Враги решили, что Евдокия и Леонид отдали их партизанам.

 

В поисках второго секретаря подпольного Богушевского райкома Фёдора Цурана полицай Сущинский отыгрался на его детях: застрелил полуторагодовалую Валю Цуран.

Учинив кровавую расправу, фашисты расстреляли в деревне Курейшино 13 человек: женщин, стариков, детей. После войны на месте расстрела была установлена стела с именами погибших. Тогда здесь проходили митинги-реквиемы, октябрят принимали в пионеры, просто приходили почтить память погибших односельчан.  В 2019 году, в канун Дня Победы, состоялось перезахоронение на гражданское кладбище д. Алексиничи. Сегодня просто больно смотреть на место расстрела, которое  предано забвению.  Да и на месте перезахоронения память о жертвах событий не увековечена.

 Сестры рассказывают: «Раньше мы каждый год в этот день собирались в родительском доме с детьми и внуками. Мы и сейчас стараемся туда ездить. Сердце требует…».

 Женщина способна на все, если ей надо выжить во имя тех, кого она любит. Дарья Титовна Дударева выжила в таких условиях, что невозможно даже представить. Потому что шла навстречу жизни. То, что она вынесла из смертельного ада, сегодня должно стать духовным опытом, который мы, рожденные в то время, когда успели зарасти партизанские тропы, солдатские траншеи, не в праве забывать. Потому что все пережитое – великая жертва, принесенная на алтарь Победы, и подвиг, всю глубину которого мы никогда не сможем постичь.

Лариса МУКОМОЛОВА, Бронислава ЖЕЛТОБРЮХОВА.

Фото авторов.