На совещании у Главы государства обсудили вопросы совершенствования системы образования

Президент Беларуси Александр Лукашенко провел совещание по обсуждению вопросов законодательного совершенствования национальной системы образования.

Обсудить на уровне Главы государства новую редакцию Кодекса об образовании и изменения в правила приема в высшие и средние специальные учебные заведения договорились еще 24 августа на Республиканском педагогическом совете. Проект кодекса был принят депутатами в первом чтении и подготовлен к рассмотрению во втором.

   По поручению Президента на совещание были приглашены представители национальной системы образования, как теоретики, так и практики, а также эксперты.  Рассмотрение наиболее важных актов законодательства в широком кругу у Президента давно стало традицией. «Корректировка кодекса и правил приема в образовании сродни принятию новой Конституции — только, естественно, в данной сфере. Нам и нашим детям по ним жить, учиться и работать. И главное при этом не навредить», — подчеркнул Глава государства.

  Александр Лукашенко констатировал, что за последние годы в стране многое сделано в системе образования: создана необходимая законодательная база, обеспечивается стабильное финансирование, обучающимся и педагогам оказывается социальная поддержка. «И отдачу от этого мы видим. Больших претензий к отрасли нет. Свидетельством того являются укрепление позиций нашей национальной системы образования на международном уровне, рост числа иностранных граждан, изъявляющих желание учиться у нас, победы наших ребят на международных олимпиадах. Белорусских выпускников готовы после вуза забрать к себе многие иностранные компании, и в том числе за рубежом», — заявил Президент. В то же время Глава государства отметил необходимость дальнейшего повышения доступности и качества образовательных услуг.

 Планируемые нововведения были подробно обсуждены на Республиканском педагогическом совете. Параллельно проводились общественные обсуждения и диалоговые площадки, на которых не только прорабатывались предложенные Министерством образования новеллы, но и фиксировались инициативы от педагогов, родителей, всех заинтересованных.

 «Словом, вроде бы объемная работа проведена. Хотелось бы узнать, все ли предложения были учтены в ходе подготовки кодекса и правил приема. Если нет, то почему?» — спросил белорусский лидер. Президент отметил, что мир меняется очень быстро и национальная система образования должна так же оперативно подстраиваться под веяние времени. «И главное мое требование как Главы государства — справедливое отношение к каждому человеку, обеспечение равных возможностей для получения образования, — подчеркнул Александр Лукашенко. — Вот в плане справедливости тут уже никуда не денешься. Это первые шаги наших будущих граждан. Поэтому эти первые шаги должны быть честными, порядочными и справедливыми, в обстановке честности и справедливости».

  Президент заявил, что хотел бы услышать позицию каждого участника совещания относительно предлагаемых новаций. Не менее актуальный, по его словам, вопрос: насколько готова белорусская система образования к новым подходам, закладываемым в кодекс и правила приема. «Что они дадут стране, ученикам, педагогам? Не будет ли это новшеством ради новшества? — поинтересовался Глава государства. — Например, хотелось бы более подробно услышать о введении национального государственного экзамена, расширении целевой подготовки. Будет ли при таком подходе обеспечен обозначенный мной принцип?»

 

Александр Лукашенко подчеркнул, что за этими изменениями важно не потерять возможность увидеть каждого абитуриента. «Давайте определимся, как мы будем принимать в вузы людей: или мы сохраним нынешнюю систему, что проще всего, или же мы ее существенно модернизируем. Меня настораживает только одно: за этим централизованным тестированием не всегда видим человека. Это опасно», — считает Президент.

   «Я хочу вас сориентировать на откровенный диалог, так как в системе образования мелочей не бывает. Дело в том, что мы уже не можем допустить никаких ошибок. Система определяет в том числе развитие экономики страны, ее устойчивость к мировым вызовам. А это уже вопросы обеспечения национальной безопасности, — заявил Глава государства. — И еще раз: школа должна быть школой — это храм. Все это в Кодексе должно быть отражено».

Инклюзивное и обязательное общее среднее образование

 Министр образования Рес­публики Беларусь, Игорь Карпенко напомнил, что проект новой редакции кодекса прошел широкое общественное обсуждение и рассмотрен депутатами в первом чтении. В документе, в частности, корректируются нормы, касающиеся общих вопросов совершенствования системы образования.

   Принципы государственной политики в сфере образования дополнены инклюзией и обязательностью общего среднего образования. «Инклюзивное образование учитывает индивидуальные особенности каждого обучающегося, а не только учащихся с особенностями психофизического развития, как это было ранее, — пояснил Игорь Карпенко. — Обязательность общего среднего образования де-юре закрепила на практике то, что есть сейчас: все выпускники девятых классов получают общее среднее образование либо в школе, либо в системе профессионально-технического, либо среднего специального образования». Новацией также является реализация образовательных программ в сетевой форме: это предполагает взаимодействие учреждений образования между собой и другими организациями с использованием их ресурсов и материально-технической базы».

 По материалам БелТА.