Есть предположение, что в деревянной Успенской церкви, что стоит в д.Оболь, когда-то крестили Петра Машерова и Александра Горовца

 

Есть предположение, что в деревянной Успенской церкви, что стоит в деревне Оболь, когда-то крестили Петра Машерова и Героя Советского Союза Александра Горовца, а отец Василий, священник Обольской церкви Успения Пресвятой Богородицы, в годы Великой Отечественной был расстрелян гитлеровцами за связь с партизанами прямо возле храма. Маршрут для очередного путешествия авторов проекта #Поехали — редакции районной газеты и главного хранителя фондов Сенненского историко-краеведческого музея Брониславы Желтобрюховой — был построен по святым для любого верующего местам.

 

Деревянные храмы Беларуси – это не просто отдельная скрипка в архитектурном искусстве. Этими аутентичными объектами никогда не устанешь любоваться, они дают силу и питают энергией, а возвращаться к ним хочется снова и снова. Чем же так притягивают к себе эти, казалось бы, простые, но такие удивительные церкви — мы попытались в этом разобраться.

— К сожалению, Сенненщина не богата на такие уникальные сооружения, как деревянные храмы, — комментирует Бронислава Желтобрюхова. — Скажу больше: Успенская церковь — единственная в районе сохранившаяся до наших дней представительница деревянной архитектуры религиозных строений. Ее датируют 19-м веком. Вместе с тем, краевед, археолог и этнограф Кирилл Аникиевич в книге «Сенненский уезд Могилевской губернии» писал так: «В 1840-х годах перенесена на нынешнее место Обольская церковь из имения проживавших в Варшаве Лускиных, где она, при своей ветхости, была окружена скотным двором, гумном и другими фольварковыми постройками».

Сохранилось описание церкви, датированное 1899 годом: «Храм деревянный, небольшой; вещи и ризница посредственные, библиотека незначительна; поют в церкви слабо и грубовато, не чета учителям местных школ; прихожан обоих полов 2563; в приходе 28 деревень на расстоянии от церкви в 3-7 верст». В селе работала и церковно-приходская школа.

В описи имущества Обольской Успенской церкви Мошканской волости Сенненского уезда, датированной 11 марта 1923 года, написано так: «Церковь деревянная, совместно с колокольнею, на каменном фундаменте, построена в 1866 году». А в списке прихожан за этот же год значатся Константин Иванович Горовец и Мирон Машеров. Это значит, что они вполне могли крестить своих детей именно в Успенской церкви. И не только они. Бельки, Грибы, Зарыбники, Моссоры, Мосейки, Мошканы, Станьки, Чудня, Шир­ки — в начале двадцатого века к приходу храма в Оболи относился 51 населенный пункт.

 

Пропаганда атеизма, которую активно вели большевики, преследования духовенства, политика ликвидации организованной религиозной жизни в строящейся советской стране принесли свои плоды. В конце двадцатых годов двадцатого столетия деятельность Успенской церкви по ее прямому назначению прекратилась. 6 апреля 1929 года было принято постановление о закрытии храма и передаче помещения под клуб. Сейчас сложно сказать, успели здесь его устроить или нет, но уже с осени 1929-го здание храма стало использоваться как складское помещение для хранения зерна.

— Местные жители вспоминали, что в первые дни установленного на Сенненщине в начале июля 1941 года оккупационного режима отец Василий, священник Обольской церкви Успения Пресвятой Богородицы, призывал верующих помогать партизанам и защищать родную землю от фашистов, — продолжает рассказ главный хранитель фондов Сенненского историко-краеведческого музея. — Он лично принародно благословил своего сына идти в партизаны, а сам спас от смерти двоих детей жителя деревни Оболь еврея Ильи Шмеркина. Немцы, расстрелявшие священника, так об этом и не узнали. Односельчане похоронили его на гражданском кладбище в деревне Ярошки. 

К. Аникиевич,

 «Сенненский уезд Могилевской губернии», 1907 г.

  В настоящее время для удовлетворения религиозных нужд православного населения в Сенненском уезде существует 56 приходских церквей — 45 в селах, 8 в местечках и 2 в уездном городе. Здания церквей, за исключением 4 каменных, деревянные; значительная часть их построена или ремонтирована в 1860-х годах   

 

Свои двери для прихожан храм не открыл и в послевоенные годы. Ввиду отсутствия хозяйственных построек, пригодных для хранения зерна, в 1948 году правление колхоза имени Буденного обратилось в районный исполнительный комитет с просьбой вернуть здание в колхозное пользование, восстановить амбар, чтобы хранить там урожай. Общественно-политические перемены девяностых изменили отношение к религии. В 1999 году приход Обольской церкви был официально зарегистрирован в Витебской епархии, но под новым названием — с именем в честь Святого Равноапостольного Великого Князя Владимира.

Хоть службы в деревянном храме давно не проводятся, прежнего величия он не потерял. А судя по тому, что на старых стенах висят иконы, стоят цветы и свечи, до сих пор лежат пасхальные угощения, люди все-таки тянутся в это намоленное место. Ищут успокоения для души и просят благодати для тела, посылают свои молитвы к Богу. Здесь нет купола с фресками, не звучат колокола, не слышатся песнопения.

Тем не менее, хочется замереть на минуту перед принесенным кем-то крестом, присмотреться к картинам, которые рисует воображение, подумать о вечности духа. Архаичная и по-своему уникальная Обольская церковь, которая видна далеко в округе, буквально пропитана историей.

А вот еще одна деревянная церковь, которая когда-то стояла в деревне Буй Немойтовского сельсовета, до наших дней не сохранилась: сказался человеческий фактор. В 2015 году она сгорела, когда кто-то поджег сухую траву. В археологическом сборнике Евдокима Романова «Могилевская старина» (1898-1903 гг.) в обзоре документов за 1665 и 1673 годы дважды упоминается церковь Спаса в местечке Буй. «К 1700 году в Сенненском уезде во время белорусского епископа Каприяна Жоховского, не только принявшего унию, но и насильно обращавшего в нее свою епархию, в Сенненском уезде были отняты у православных под унию следующие церкви:… Белицкого деканата — Белицкая, Мощенская и Буйская…».

Точная дата постройки церкви неизвестна, согласно имеющимся историческим документам, с конца семнадцатого столетия она функционировала как униацкая церковь Покрова пресвятой Богородицы, а с конца сороковых годов девятнадцатого века — как православная церковь Спаса.

Деревянные здания больше, чем каменные или кирпичные, подвержены влиянию времени. Но никакие десятилетия или даже века не способны уничтожить в них особую, неповторимую душу. Увидеть ее можно в аутентичной архитектуре, старых стенах, которые выстояли, несмотря на годы и исторические события, свечах и цветах, что как и сто лет назад приносят сюда люди. Не верите? Съездите в Оболь и убедитесь в этом сами.

Галина Жукова.   

Фото автора.