Бой Александра Горовца вошел в историю не только советской, но и мировой авиации

Бой Александра Горовца вошел в историю не только советской, но и мировой авиации. Никто не сбивал в одном бою 9 самолётов, кроме нашего земляка.

Бои шли на Курской дуге. 6 июля 1943 года группа наших самолетов выполняла задание по прикрытию советских наземных войск. Задание получила и эскадрилья истребителей, в которой служил Александр Горовец. Он шел, говоря профессиональным языком, в сковывающей группе. Когда на горизонте появилась большая группа вражеских бомбардировщиков, приближающихся к линии фронта, в наушниках шлемофона раздалась команда ведущего:

— Атакуем!

 Советские истребители ринулись на врага, и юнкерсы стали беспорядочно сбрасывать бомбовый груз на боевые порядки своих войск. Вражеские самолёты были рассеяны.

В этом вылете Александру Горовцу и его боевым товарищам пришлось несколько раз встречаться с врагом. В одной из схваток машина Александра получила повреждение, вышла из строя и рация. Но летчик продолжал драться.

 Время было идти на посадку, кончалось горючее. Угасал и бой. Советские истребители легли на обратный курс. Александр замыкал строй самолётов, смотрел за воздухом. И вскоре заметил позади себя большую группу юнкерсов, идущих бомбить позиции наших войск. Рация не работала, и летчик не смог передать своим товарищам о приближении врага. Он решил драться в одиночку.

Скоро Александр Горовец понял — перед ним двадцать юнкерсов. Вражеские самолёты уже начали пеpестpаиваться в колоннy для бомбометания. Сблизившись с ведущим Ю-87, Александр поджёг его первой же очередью из пушек. Атака следовала за атакой. Горовец сбил вторую вражескую машину, затем третью. Мастерски маневрируя, сам умело увертывался от огня противника и появлялся перед новой целью. Горовец бил прицельно, берёг боеприпасы. Почти каждая атака оказывалась результативной. Он отправил к земле уже восемь юнкеpсов и погнался за девятым, но оpyжие молчало — кончился боекомплект. Юнкерс пытался yлизнyть на бpеющем полете. Пришлось сблизился с ним и pyбанyть винтом по хвостовомy опеpению. Остальные немецкие бомбардировщики, освободившись от боезапаса, повоpачивали назад. Александр взял курс на свой аэродром, горючее было на исходе. К томy же его Ла-5, весь израненный и с погнутым винтом, с тpyдом слушался pyлей. Радиопеpедатчик по-прежнему молчал. И тyт появились тpи паpы мессеpов. Уклониться от схватки было невозможно. Выжав из «ястpебка» всё, на что он был способен, Александp pинyлся на вpага. В следyющее мгновение огненные тpассы вражеских самолётов впились в безоpyжный Ла-5, и машина перешла в отвесное пикирование.

Трудно сказать, что произошло в последние секунды с лётчиком. Что он предпринял, о чём думал? Можно лишь догадываться, что в огненной круговерти воздушной схватки тяжелораненый Александр пытался вывести повреждённый истребитель из смертельного пике. Из последних сил лётчик открыл фонарь кабины и рванул кольцо парашюта в надежде, что удастся оставить машину. Но мощный воздушный поток оборвал купол. Самолёт врезался в рыхлый чернозём. Александр Горовец отдал жизнь, но не позволил врагу бомбить наши войска.

Приказом ГУК НКО № 0955 от 20.08.43 г. Александр Горовец был признан пропавшим без вести.

Согласно официальной версии, Горовец оторвался от группы и вёл бой в одиночестве (предположительно из-за отказа радиостанции на его самолёте). Он сбил 9 штурмовиков Ю-87, в том числе один тараном, и сам был сбит четвёркой немецких истребителей при возвращении на базу. Как отмечают авторы книги «Авиация в битве над Орловско-Курской дугой», эта версия основана на свидетельстве наземных подразделений, наблюдавших бой одинокого советского самолёта с группой немецких, и затем обнаруживших обломки девяти немецких самолётов на ограниченном участке земли, из-за чего и возникла версия, что все они сбиты Горовцом.

Подвиг Александра Горовца был по заслугам оценён советским правительством: 28 сентября 1943 года ему было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Весной 1957 года жителям хутора Зоринские Дворы Белгородской области удалось откопать на глубине одного метра обломки самолета (хвостовое оперение, шасси и пушку). Самолет лежал вниз кабиной. В ней обнаружили останки летчика, орден Красного Знамени, карту, выцветшую фотографию, полевую сберкнижку, борт-журнал, удостоверение личности, письма. Многие документы уже нельзя было прочесть. В нагрудном кармане истлевшей гимнастерки обнаружился партбилет, фотография выцвела, но номер билета и запись, сделанную черной тушью, можно было прочитать: № 2682000 Горовец Александр Константинович.

Анатолий МОСИН.