Сегодня – День железнодорожных войск

На территории Беларуси история железнодорожных войск началась в августе 1876 года. В это время в Барановичах начал дислоцироваться один их первых железнодорожных батальонов. Такие батальоны создавались параллельно с развитием появившихся раньше военно-рабочих, кондукторских и телеграфических рот, которые охраняли мосты и переезды, поддерживали железнодорожное полотно в технически исправном состоянии.

Боевое крещение батальон получил во время русско-турецкой войны в 1877 – 1878 гг. Особенно возросла роль железнодорожных войск в годы Первой мировой войны.

 

Интересный факт.

 В железнодорожных войсках в 1916—1917 годах проходил воинскую службу Иван Доминикович Луцевич — народный поэт Янка Купала. В Варшавском округе путей сообщения, обслуживавшем линии Виленского военного округа, он возглавлял подразделение по валке леса при заготовке шпал для строительства железной дороги в нескольких километрах от Полоцка, на небольшой станции Боровуха. В этот период у офицера Луцевича на бумагу легли строки стихов, вошедшие затем в цикл «На вайсковыя матывы».

 Первая железная дорога советского периода в Беларуси соединила населенные пункты Орша и Лепель и прошла по территории Сенненщины. В 1925 году из 11 полков, входящих на тот момент в состав железнодорожных войск, восемь принимали участие в ее строительстве. Полки объединили в корпус войск путей сообщения. Он был усилен автотранспортными и сапёрными частями. Разместились эти подразделения в домах ближайших населённых пунктов, землянках, палатках, вагонах. Пятый железнодорожный полк, который прибыл из Витебска и являлся главным на стройке, расположился со своим штабом в деревне Машково Сенненского района.

 По инициативе передовиков строительства во всех частях и подразделениях развернулось социалистическое соревнование за окончание укладки пути к восьмой годовщине Октябрьской революции. Социалистическое соревнование под лозунгом «Даёшь Лепель к Октябрю!» и чёткая организация работ повысили темпы укладки пути с 700 до 1000 метров в сутки, а затем до 4,3 километра. 30 сентября 1925 года из Орши в Лепель пришёл первый поезд, который жители окрестных деревень встречали хлебом-солью.

 7 ноября 1926 года на станцию Лепель на праздничный митинг прибыл командующий Западным военным округом Михаил Николаевич Тухачевский. За доблестный труд командиры семи железнодорожных полков удостоились ордена Трудового Красного Знамени и Почётных грамот ЦИК БССР. В честь большой трудовой победы был утвержден памятный наградной знак «1925. Орша-Лепель», который вручался всем отличившимся на стройке (Приказ РВС СССР №553 от 17.07.1927г.). Корпусная организация железнодорожных войск, впервые применённая на строительстве линии Орша – Лепель, успешно использовалась и при строительстве других дорог.

 

Новая железная дорога имела большое значение для укрепления Сенненского района. Если раньше ближайшая железнодорожная станция Богушевская находилась от Сенно на расстоянии 38 км, то сейчас появилась станция Бурбин, расположенная в ­15 км от райцентра.

В годы Великой Отечественной войны воины-железнодорожники внесли значительный вклад в победу над гитлеровскими оккупантами. Почти все части железнодорожных войск были переведены в прифронтовые районы для обеспечения и усиления пропускной способности железных дорог. Воины-железнодорожники самоотверженно и стойко сражались при обороне Минска, Гомеля, Орши и Смоленска.

 Операцию «Багратион» по освобождению белорусской земли от немецко-фашистских захватчиков обеспечивали 14 железнодорожных бригад. Воины стальных магистралей сумели в короткие сроки наладить снабжение участвовавших в операции 4 фронтов всем необходимым для разгрома врага. Только за период с 1-го по 23 июня 1944 года было подано более 77 тысяч вагонов с войсками, техникой и боеприпасами.

 Сразу же после окончания боев железнодорожные войска приступили к восстановлению разрушенных путей. Уже 3 июля из Орши был отправлен поезд на Борисов по восстановленному главному пути, а 10 июля открыто движение поездов до Минска.

 После окончания Великой Отечественной войны железнодорожные войска активно включились в решение задач по восстановлению, реконструкции и строительству новых магистралей.

 Воины-железнодорожники принимали участие в строительстве и реконструкции таких объектов, как Минская кольцевая автомобильная дорога, здание Национальной библиотеки, республиканский горно-лыжный центр «Силичи», биатлонный полигон «Заячья поляна» в Логойском районе и ряде других. 

 Гордость военных железнодорожников — участие в реконструкции мемориальных комплексов «Курган Славы» и «Хатынь». Начиная с 2005 года, они участвуют в создании историко-культурного комплекса «Линия Сталина».

 В 2006 году в целях совершенствования системы транспортного обеспечения Вооружённых Сил на базе железнодорожных, автомобильных и дорожных соединений и воинских частей были созданы транспортные войска Республики Беларусь. Они призваны решать сложную многоплановую задачу по обеспечению национальной безопасности государства в военной сфере.

Татьяна Буракова.

(Публикация подготовлена по материалам, предоставленным Сенненским историко-краеведческим музеем.)