Мария Воронова: «Счастье – это любимая работа на родной земле»

Это рассказ о женщине-труженице, бывшей работнице животноводства, чьё имя с семидесятых годов прошлого века было хорошо известно в районе и области.

     Мария Воронова, оператор машинного доения племзавода «Пламя», первая в Витебской области вышла на рубеж в 6119 кг молока на корову, стала одной из 32 доярок нашей республики, в то время перешагнувших шеститысячный рубеж годовых надоев.

     Она награждена орденами Ленина, Трудовой Славы третьей степени, медалями «За трудовую доблесть», «За доблестный труд», Выставки достижений народного хозяйства СССР, многочисленными грамотами и дипломами. В 1985 году стала лауреатом Государственной премии БССР. Ёе портрет неоднократно помещался на областную и районную Доски почёта. Мария Ильинична получает пенсию за особые заслуги.

     Достигнуть таких высот ей помогли любовь к профессии и ответственность за порученный участок работы, ну и, наверное, желание стать лучшей в своём деле.

     Глядя на её беспокойные руки, все в узловатых бугорках вен, всматриваясь в добрые, тёплые глаза, видя открытую улыбку, вслушиваясь в спокойную неторопливую речь, понимаешь, как ей дороги те воспоминания, где она, 17-летняя девушка, впервые появилась на ферме д.Рудница, где ей доверили группу коров. Животные были беспородные, доились вручную, кормов не хватало. Поэтому и удои были небольшими, но в её группе всё же были лучше, чем у остальных доярок.

     — Работала много, старалась, любила своих рогуль. За день так накрутишься, что руками и пошевелить больно, — вспоминает Мария Ильинична.

     Потом вышла замуж. Муж Михаил работал в полеводстве. В доме был достаток. Появились на свет две доченьки Катя и Таня.

     Беда пришла нежданно: заболел и скоропостижно умер муж. Дочки ещё были школьницами. Горевала сильно, но помогала сестра, которая и уговорила переехать в Белицу. Когда перевезла дом, директор совхоза направил на свиноферму, где она в скором времени стала бригадиром. Но мысли, нет-нет, да и возвращались к прежней работе.

     — И вот через год меня перевели подменной дояркой, а скоро доверили и группу в 25 коров. В первый год у меня надои составили 2400 кг, а некоторые доярки доили уже свыше 3-х тысяч. Училась у старших: присматривалась, как доят, кормят. И дела стали подвигаться, надои росли, и я достигла трёхтысячного рубежа.

     Надо сказать, что и дети помогали, то корм разнесут, а то и 2 – 3 коров подоят за меня, — рассказывает Мария Воронова. -Жизнь налаживалась, подросли дочки. Катя окончила институт, вернулась в родной дом, на мою радость. Стала работать зоотехником-селекционером. Вскоре вышла замуж за главного зоотехника Леонида Хиревича. Младшая Таня поступила в пединститут.

     Я к тому времени уже стала опытной дояркой, и в 1977 году надоила почти четыре тысячи килограммов на корову. Хозяйство крепло, кормов хватало. «Костромчанки» мои были отзывчивы на корма, и надои начали подниматься.

     Работа доярки – это тяжёлый труд: рано встать и поздно лечь. И хотя на ферму пришло машинное доение, я всех своих коров-первотёлок доила вручную, понимая, так как руками, аппаратом не выдоишь. Знала характер каждой своей коровы. Старалась следовать поговорке – молоко у коровы на языке. Вовремя накормить, напоить было первой моей заповедью.

     Не раз от меня попадало нерадивым пастухам-скотникам за задержку или недовоз кормов, за несвоевременную замену участка выпаса в летний период.

     Почему молодёжь не идёт на ферму? Не секрет, что работа доярок трудоёмкая. Надо и корма раздать, стойла и кормушки вычистить. Да и время эта работа отнимает много. Хотя зарплата в мою бытность у доярок была достойная.

     Мария Ильинична показывает свои многочисленные награды. Пересматриваем её дипломы, грамоты от Министерства сельского хозяйства, ВЦСПС, обкома и райкома КПБ, райисполкома, лауреата Государственной премии БССР. Она бережно складывает всё это в стопку рядом с правительственными наградами.

     Мария Воронова ушла на пенсию в 1991 году, имея трудовой стаж свыше 35 лет, но продолжала работать по сбору молока, занималась личным подворьем. С недавнего времени живёт у старшей дочери в Сенно. Годы берут своё, трудно стало передвигаться. Но в свой 81 год старается держаться бодро, имеет ясный ум и хорошую память.

     — Если бы начать новую жизнь, наверное, было бы всё так же. Не жалею ни о чём, потому что своим трудом кормила людей. Теперь у меня уже два взрослых внука и правнучка, все юристы. Имею уважение от детей, почести и награды от государства, получаю достойную пенсию. Жаль только, что годы бегут быстро, и здоровье далеко не то, а, в общем-то, жизнь продолжается. Желаю всем людям счастья, а оно — в любимой работе на своей родной земле.

     Едва ли можно что-то добавить к её словам – достойный ответ человека-труженика, женщины-матери.

 Владимир Сыроваткин, председатель президиума районного совета ветеранов;  

 Татьяна Буракова, корреспондент газеты.

 Фото из личного архива М. Вороновой.