Марина Хруцкая, уполномоченный по защите прав потребителей в Сенненском райисполкоме: «При приобретении товаров в интернет-магазине за покупателем сохраняются все права, гарантированные Законом «О защите прав потребителей»»

ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН: УДОБНО И БЫСТРО…

15 марта отмечается Всемирный день защиты прав потребителей. В 2018 году его тема звучит как «Сделаем цифровые рынки справедливыми и честными».

Цифровые технологии изменили характер многих услуг. К уже привычным возможностям оплатить онлайн за услуги и товары сегодня добавились автоплатежи за ЖКУ, мобильную связь, интернет.

Индустрия электронной коммерции по организации продажи потребительских товаров и оказанию различных услуг в информационно-телекоммуникационной сети Интернет продолжает динамично развиваться. Согласно информационно-справочной системе «Торговый реестр Республики Беларусь» по состоянию на 1 января 2018 года в Витебской области насчитывается 569 интернет-магазинов. За последние 4 года их количество увеличилось на 43,4%.

Через интернет мы покупаем телевизоры, холодильники, стиральные машины. Это удобно и быстро. В тоже время в онлайн-магазинах легко можно оказаться обманутым, если не знать некоторых особенностей

торговли во Всемирной сети, своих прав потребителя.

— В соответствии с законодательством Республики Беларусь доменное имя интернет-магазина должно находиться в национальной доменной зоне, имеющей обозначение «.by», «.бел», — рассказывает Марина Хруцкая, уполномоченный по защите прав потребителей в Сенненском райисполкоме.  

Продавец на сайте интернет-магазина должен довести до сведения потребителя на белорусском или русском языке информацию о наименовании своей организации, юридический адрес, УНП (для индивидуального предпринимателя — фамилию, имя, отчество, адрес, сведения о государственной регистрации и наименовании органа, осуществившего государственную регистрацию); режиме работы магазина; дату регистрации

интернет-магазина в Торговом реестре Республики Беларусь; о документах, подтверждающих факт приобретения товара, которые продавец обязан выдавать покупателю вместе с товаром (образцы таких документов и порядок их оформления размещаются на сайте интернет-магазина); о

товаре (наименование, место нахождения изготовителя и импортера, а также при наличии импортера, представителя ремонтной организации, уполномоченной на устранение недостатков товара и (или) его техническое обслуживание); об установленных гарантийных сроках на товар, дате изготовления и сроке службы (сроке годности или сроке хранения товара); о цене товара; о наличии товара в продаже; о сроках доставки товара, цене и условии оплаты доставки товара.

С 16 июня 2013 года в интернет-магазинах в обязательном порядке все без исключения продавцы должны выдавать кассовый чек, что

позволяет покупателю защитить свои права. Впрочем, предъявить

претензию по некачественному товару покупатель вправе и без чека при наличии иных доказательств (например, при наличии сведений о

продавце на упаковке товара, в гарантийном талоне, расписке, наличии идентификационных знаков и т.д.). При отсутствии доказательств

приобретения товара у конкретного продавца последний может оспорить этот факт.

При доставке товара, приобретенного в интернет-магазине, покупатель должен оставаться внимательным. Ему необходимо сопоставить

информацию, полученную на сайте, с информацией в документах на приобретенный товар (технический паспорт, гарантийные талоны), в которых в обязательном порядке должна быть отметка о продавце

(наименование, контактный телефон, подпись продавца). Такие отметки, как имя и номер мобильного телефона на указанных документах не допускаются, т.к. при выявлении недостатков зачастую трудно потом установить продавца.

— При приобретении товаров в интернет-магазине за покупателем сохраняются все права, гарантированные Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей», — подчёркивает Марина Хруцкая.