Работаем над повышением уровня воспитания

Наряду с другими заинтересованными организациями, участие в реализации программы «Дети Беларуси» на 2006-2010 годы принимал и Сенненский центр внешкольной работы. О том, что было сделано в рамках Программы, рассказывает директор ЦВР Валентина Викторовна Каржицкая:

— В ходе реализации государственной программы «Дети Беларуси» на 2006-2010 годы для учащихся района были созданы необходимые условия для развития творческого потенциала личности, был обеспечен доступ к различным областям творческой деятельности, предоставлена возможность реализации их потребностей в нравственном, интеллектуальном и физическом развитии, профессиональном самоопределении.

— Воспитанию детей и подростков во внеурочное время способствует кружковая работа. Наблюдалась ли динамика в этом направлении за время действия Программы?

— За период с 2006 по 2010 год в учреждениях образования района наблюдалась положительная динамика. Если в 2006-2007 учебном году охват детей кружковой работой составлял 69%, то в текущем — 82%.

Постоянно расширяется сеть кружков учреждений внешкольного воспитания и обучения Богушевского дома творчества детей и молодёжи, Сенненского центра внешкольной работы в сельских школах и школах агрогородков района. Например, в начале действия Программы в сельских школах работали 7 кружков, в этом году — 27.

Положительным моментом в организации досуга детей и подростков является развитие клубной деятельности. За анализируемый период количество клубов увеличилось с 2 до 9.

Примером воспитания гражданственности и патриотизма у детей и подростков является деятельность клубов «Богатыри Беларуси» УО «Богушевская государственная общеобразовательная средняя школа №1 Сенненского района», «Спарта» УО «Сенненский государственный центр внешкольной работы».

Клуб «Богатыри Беларуси» является постоянным участником и призёром районной военно-спортивной игры «Зарница». В 2010 году его команда «Патриот» представляла район на областной игре, в 2008 году с достоинством выступила в республиканском военно-патриотическом конкурсе, проходившем в воинской части в Печах Минской области. и среди 15 команд из других областей республики заняла первое место, продемонстрировав серьёзную спортивную, военную, идеологическую подготовку.

— Одной из главных оценок результативности работы в кружках является участие детей и подростков в различных творческих конкурсах. Как выглядят наши дети на областном и республиканском уровнях?

— За анализируемый период динамика участия детей и подростков района в творческих конкурсах разных уровней положительная.  За время действия Программы дети Сенненщины приняли участие в 187 областных, 61 республиканском и 8 международных конкурсах.

Например, стало уже традиционным результативное участие учреждений образования района в областном и республиканском этапах конкурса декоративно-прикладного и изобразительного творчества «Калядная зорка». Только в 2009-2010 учебном году призовые места на областном этапе этого конкурса завоевали учащиеся 5 учреждений образования.

Призовые места присуждены учащимся района в областном этапе республиканского конкурса декоративно-прикладного творчества «Национальный покров мира». Эти творческие работы приняли участие в республиканской выставке.

В числе призёров и победителей конкурсов декоративно-прикладного и художественного творчества воспитанники учреждения образования «Сенненская государственная общеобразовательная средняя школа-интернат для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В 2009-2010 учебном году учащиеся школы заняли восемь индивидуальных и командных призовых мест в областном этапе конкурса по фитодизайну «Лёд. Цветы. Фантазия» и стали победителями республиканского. Заняли первое место в республиканском этапе фестиваля «Вясёлкавы карагод» для учащихся школ-интернатов.

— Немаловажным является такое направление в воспитании учащихся, как обеспечение сохранности ценностей культуры и природы родного края, изучение событий прошлого и современности…

— Здесь большая роль принадлежит республиканской акции учащейся молодёжи «Жыву ў Беларусі і тым ганаруся». За период с 2006 по 2010 год учащиеся района приняли участие в 20 мероприятиях: районной краеведческой олимпиаде, конкурсе исследовательских работ «Пазнай сваю Радзіму», районном слёте юных краеведов, конкурсе карт-схем малой родины, конкурсах «Край мой белорусский», «Квітней Беларусь!», «Мой родны кут», «Лучшая краеведческая иллюстрация» и других.

В 5 конкурсах у района есть достижения на областном и республиканском этапах.

В целях создания единого образовательного пространства, объединяющего процессы  воспитания патриотических качеств у учащихся, формирования у них духовно-нравственных ценностей и их интеллектуального и культурного развития, на 2010-2012 годы разработан и реализуется районный проект «Я — патриот Сенненщины». В его рамках уже началась долгосрочная акция «На волнах «Детской радиоминутки».

— Деятельность районной пионерской организации, несомненно, также вносит  весомый вклад в воспитание детей и подростков…

— Районная пионерская организация  в своём составе насчитывает 19 пионерских дружин. С 2006 по 2010 год дружины были участниками многочисленных проектов  разных уровней: районных («Цветик-семицветик», смотр строя и песни, фестиваль «Лейся, песня пионерская», конкурс на лучшую летопись пионерской дружины), областных (конкурс на лучшую летопись районной пионерской организации, где заняли первое место, «Пионерский ориентир», «БРПО-20» и др.), республиканских («Рождённые в Беларуси», «65!», «Полотно Победы», «Мы. По-нашему» и других).

Представители дружин им. А.Матросова УО «Белицкая ГОСШ», «Надежда» ГУО «Богушевская санаторная школа-интернат» Виктория Никиткина и Юлия Дмитрук стали призёрами конкурса детских сочинений «Рождённые в Беларуси».

Дружины района были участниками и призёрами проектов, проводимых республиканскими детскими изданиями «Зорька», «Раніца», «Юный спасатель».

Представители общественных объединений «БРПО» и «БРСМ» являются также активными участниками акции «Неделя моды на здоровье», операции «Колосок», проводимых по инициативе районного исполнительного комитета.

— Чем заполняется досуг детей в шестой день учебной недели в учреждениях образования?

— На протяжении ряда лет этот день является днём проведения занятий объединений по интересам, культурно-массовых мероприятий для учащихся. Проходят культурно-оздоровительные мероприятия (марафон, посвящённый памяти П.М.Машерова, районный туристический слёт), турниры интеллектуальных игр, районный фестиваль детскоготворчества «Утренняя звезда», конкурс фитодизайна, ведь дизайнер интерьеров сейчас востребован, военно-спортивная игра «Зарница» и т.д.

Активное участие в организованном досуге в субботний день принимают разновозрастные отряды. В населенных пунктах микрорайонов школ организуются праздники, торжества, поздравления, оказывается посильная помощь пожилым людям. В районе действуют 40 разновозрастных отрядов. Их заботой и вниманием окружены 102 инвалида и участника Великой Отечественной войны. Члены разновозрастных отрядов проводят трудовые десанты по приведению в порядок  приусадебных участков пожилых и одиноко проживающих людей, благоустраивают  42 воинских захоронения, записывают воспоминания участников военных сражений, пополняют фонотеку «Живые голоса».

— Какие в последнее время используются новые формы работы?

—  В 2009-2010 учебном году на базе Центра внешкольной работы для детей-дошкольников открылась школа раннего развития, которая является ступенькой для дальнейшего роста творческой личности. В 2010-2011 учебном году эта школа, существующая на платной основе, продолжает свою работу, и занятия в ней проходят в субботний день.

Новой формой в организации досуга детей и подростков в районе стало проведение мероприятий по месту жительства. Работают дворовые площадки, организованные Сенненским ЦВР. В период каникул в микрорайонах города, агрогородках воспитанники кружков  «Золотая соломка», «Рукоделие», «Кукольный» проводят мастер-классы, кукольные спектакли, спортивные и подвижные игры, конкурсные программы с участием сказочных персонажей.

Вся работа, проделанная в ходе реализации государственной программы «Дети Беларуси», направлена на повышение эффективности воспитательного процесса.

Беседовала Татьяна Буракова.