Педагог-психолог Сенненской школы №1: главная причина детского суицида кроется в жестокости со стороны родителей
Ежегодно 10 сентября Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), при поддержке Международной ассоциации по предотвращению самоубийств, проводит Всемирный день предотвращения самоубийств.
О том, как предотвратить детский суицид, читателям «ГС» рассказывает педагог-психолог СШ №1 г.Сенно Майя ПАВЛОВСКАЯ.
— Майя Степановна, что говорят специалисты о причинах детского суицида?
— Чаще всего нет какой-либо одной причины, из-за которой человек, в том числе и ребёнок, лишает себя жизни. Однако существует ряд факторов риска, увеличивающих вероятность попыток суицида. Наиболее важный среди них — ощущение безнадёжности, когда уход из жизни рассматривается как единственный способ решения своих проблем. Соматические (не связанные с психической деятельностью) болезни, особенно вкупе с депрессией, также увеличивают риск суицида. В значительной степени увеличивается риск самоубийства у тех, кто уже предпринимал попытку добровольного ухода их жизни, а также, если случаи суицида встречались среди родственников. Склонные на такой страшный шаг и люди, живущие в социальной изоляции, имеющие мало близких друзей, не получающие эмоциональной поддержки.
Главная причина именно детского суицида, как показывают исследования, кроется в жестокости со стороны родителей, которая может проявляться даже во внешне благополучных семьях.
Среди наиболее типичных мотивов суицидального поведения у подростков можно назвать переживание обиды, отчуждённости; невозможность быть понятым. Серьёзным мотивом является также утрата родительской любви (неважно действительная или мнимая). Мысли о суициде вызывают переживания, связанные со смертью, разводом родителей. Мотивами суицидального поведения могут быть чувство вины, стыда, угрызения совести, оскорблённое самолюбие, боязнь позора, насмешек, унижения, страх наказания, любовные неудачи, беременность у девочек… Этот список можно продолжать.
Кроме того, в последнее время в интернете появились опасные сообщества, которые провоцируют суициды среди несовершеннолетних: «Синий кит», «Тихий дом», «Разбуди меня в 4.20», «Рина», «Хочу поиграть». Они представляют собой некое подобие игры, в финале которых дети должны совершить самоубийства.
— Как же уберечь своё чадо от этого смертельного негатива?
— Нужно более внимательно относиться к своим детям. Ребёнок не должен чувствовать себя одиноким и брошенным. Он должен искать защиту у родных, а не бродить по Сети в поисках различных групп, которые могут оказаться деструктивными. Специалисты отмечают, что в них ввязываются те дети, которые переживают на данный момент какие-то душевные муки.
Родителям подростков стоит проверять, в каких группах в соцсетях состоят их дети. Если ребёнок внезапно стал замкнутым, не выпускает телефон из рук и очень много сидит в интернете, в особенности ночью, то следует обсудить с ним происходящее. Если подросток не высыпается, даже когда рано ложится спать, нужно проследить, спит ли он в ранние утренние часы. Насторожить родителей должно и то, если их сын или дочь рисуют бабочек, китов, единорогов; состоят в группах, содержащих в названии: «Киты плывут вверх», «Разбуди меня в 4.20», «Тихий дом», «Рина», «f57», «F58», «Море китов», «Няпока», хэштеги: #домкитов, #млечныйпуть, #хочувигру; переписывается в вайбере с незнакомыми людьми, которые дают странные распоряжения.
— Как нужно вести себя с подростком, склонным к суициду?
— Если подросток решил разделить с вами свои проблемы, не отталкивайте его, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией. Если чувствуете в ребёнке суицидальные наклонности, не игнорируйте этого, но и не предлагайте того, что не в состоянии сделать. Просто дайте знать, что хотите ему помочь. Сохраняйте спокойствие и не осуждайте подростка, не зависимо от того, что он говорит. Говорите с ним искренне и постарайтесь определить, насколько серьёзна угроза. Постарайтесь узнать, есть ли конкретный план действий у склонного к суицидальному поведению подростка, его наличие – это знак реальной опасности.
Убедите подростка, что есть люди, специалисты, к которым можно обратиться за помощью. Не предлагайте упрощённых решений. Дайте понять, что хотите поговорить о его чувствах, что не осуждаете его за эти чувства. Помогите понять, что сильный стресс мешает полностью осознать происходящее, ненавязчиво посоветуйте, как найти какое-либо решение и управлять кризисной ситуацией. Помогите найти людей и места, которые смогли бы снизить пережитый стресс. При малейшей возможности действуйте так, чтобы несколько изменить внутреннее состояние ребёнка. Помогите ему понять, что чувство безнадёжности не будет длиться вечно.
Татьяна БУРАКОВА.