Впереди у парламента жаркие дни

В период с 4 октября по 22 декабря в соответствии со статьей 95 Конституции Республики Беларусь состоится  5 сессия Совета Республики Национального собрания четвертого созыва, на которой парламентским корпусом будут обсуждаться вопросы правового, экономического и социального характера, связанные с принятием новых законодательных актов. В частности, будут рассмотрены проекты кодексов «Об образовании» и «Жилищный кодекс Республики Беларусь», законопроекты «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей», «Об обращениях граждан и юридических лиц» и другие.

Наш внештатный корреспондент  встретился с заместителем председателя Постоянной комиссии Совета Республики по образованию, науке, культуре и социальному развитию, профессором, заслуженным деятелем науки Республики Беларусь, ректором учреждения образования ордена «Знак Почета» «Витебская государственная академия ветеринарной медицины» Антоном Ивановичем ЯТУСЕВИЧЕМ и попросил ответить на ряд вопросов, которые, несомненно, заинтересуют многих граждан района.

— Антон Иванович, настраиваясь на очередной этап деятельности, видимо, необходимо еще раз осмыслить, проанализировать, что сделано в межсессионный период (июль-сентябрь), подвести итог работы парламентского корпуса.

— Если говорить о межсессионном периоде, то я, прежде всего, отметил бы, что работа проводилась в рамках многостороннего формата, где особое внимание членами Совета Республики уделялось разрешению вопросов, связанных с преодолением кризисных явлений в экономике, укреплением атмосферы взаимного доверия с европейскими парламентскими структурами, развитием партнерства и политического диалога со странами ближнего и дальнего зарубежья, борьбе с транснациональной преступностью и коррупцией.

В частности, большой импульс развитию межпарламентского взаимодействия придали встречи Председателя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Анатолия Рубинова со спикерами парламентов Индии, Италии, Болгарии, Азербайджана, Латвии, Казахстана, Молдовы, которые состоялись в Женеве, во время проведения Третьей Всемирной конференции (Швейцарская Конфедерация) на тему «Парламенты в мире кризиса: обеспечение глобальной демократической подотчетности и ответственности в интересах всеобщего блага».

Укреплению двусторонних белорусско-сирийских и белорусско-китайских связей, активизации торгово-экономического сотрудничества, развитию отношений в сферах науки, культуры и образования, расширению гуманитарных обменов придали встречи председателей Совета Республики, Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Анатолия Рубинова, Владимира Андрейченко с Президентом Сирийской Арабской Республики Башаром аль-Асадом и заместителя Председателя Совета Республики Леонида Крупца с заместителем Председателя Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей Цзяном Шушэном. Многих интересуют китайские интернет магазины.

— Словом, июль-сентябрь в плане международного и межпарламентского сотрудничества для парламентариев был не только жарким в прямом смысле этого слова, но и плодотворным периодом. Не так ли?

— Скажу прямо, моими коллегами проделана большая работа. Но сегодня этого уже мало и нужно выходить на качественно иные основы взаимоотношений, учитывая максимальное число факторов политического и экономического сотрудничества между странами ближнего и дальнего зарубежья. Поэтому в период проведения очередной сессии будет продолжена работа представителей Совета Республики в Межпарламентском союзе. В частности,  белорусская парламентская делегация принимает участие в 123-й Ассамблее в Женеве, которая проходит 4-6 октября, а также запланировано участие в работе межпарламентских  ассамблей государств-участников СНГ и Евразийского экономического сообщества,  Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности.

Текущий год имеет отличительную особенность. На повестке дня  — выборы Президента Республики Беларусь, которые состоятся 19 декабря. Поэтому в ходе их подготовки и проведения особое внимание будет уделено разъяснению объективной политической и экономической ситуации в республике, чтобы люди могли свободно исполнить свой конституционный долг.

— Антон Иванович, какие законопроекты будут рассматриваться на пятой сессии Совета Республики?

— Впереди большая и напряженная работа. Парламенту предстоит рассмотреть более 50 законопроектов.

Чтобы избежать противоречий при толковании норм права, проводится экспертиза на предмет соответствия Конституции Республики Беларусь, международным соглашениям, а также другим законодательным актам. В частности, на предстоящей сессии планируется рассмотреть законопроекты «Об авторском праве и смежных правах», «О внешней трудовой миграции», «О внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросам жилищных отношений», о внесении изменений и дополнений в законы Республики Беларусь «О дорожном движении», «О транспортно-экспедиционной деятельности», «О наименованиях географических объектов», «О внесении дополнений и изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальные кодексы Республики Беларусь», «О третейских судах» и другие.

Новые законопроекты направлены на регулирование отношений в сфере национальной безопасности, внешней трудовой миграции, на совершенствование образования, социальную защиту граждан, упрощение налоговой системы.

Так, принятие проекта Кодекса «Об образовании» позволит, к примеру, в целях обучения, повышения квалификации, совершенствования научной и преподавательской деятельности осуществлять обмен на паритетной основе обучающимися, педагогическими, научными работниками  с иностранным государством. Законопроектом изменен также подход к распределению лиц, обучающихся за счет бюджетных средств. В соответствии с новыми предписаниями выпускник, прошедший за счет бюджета даже половину срока обучения, будет подлежать обязательному распределению. Имеется в законопроекте и такое понятие, как «дисциплинарный проступок». Обучающийся, который его совершил,  может получить замечание, выговор или отчисление (например, за оскорбление участников образовательного процесса, порчу имущества) и т.д.

— Коль речь коснулась новых законопроектов, хотелось бы знать, какие нововведения содержит  проект Закона «Об авторском праве и смежных правах»?

— Во-первых, этот законопроект направлен на совершенствование норм, регулирующих отношения между автором и нанимателем. То есть в случае принятия Закона наниматель в течение 5 лет со дня, когда служебное произведение было передано ему в распоряжение, не начнет его использование или не передаст исключительное право другому лицу, исключительное право на служебное произведение переходит к автору.

Во-вторых, вводится новый вид договора — договор заказа о создании и использовании объекта авторского права или смежных прав. В соответствии с ним автор принимает на себя обязательство создать в будущем произведение и передать его заказчику (он не является нанимателем автора), исключительное право на произведение, а заказчик обязуется принять созданное произведение и выплатить автору вознаграждение.

В-третьих, дополнен перечень неимущественных прав авторов правом на неприкосновенность их произведений, что означает, что без согласия автора не допускается внесение в его произведение любых изменений, сокращений и дополнений.

— И еще вопрос, Антон Иванович. Известно, что наша страна — унитарное демократическое социальное правовое государство. А, следовательно, необходимым условием развития демократии, создания правового государства, обеспечения его ориентированности на социальную сферу, на человека, охрану его прав и свобод  является высокое качество нормативных и правовых актов, четкий порядок их подготовки и издания, безусловное, точное применение в многоаспектных социальных связях и, наконец, формирование в сознании граждан отношения к праву как к ценностному явлению человеческой цивилизации. Какова роль парламента в этом процессе?

— Национальное собрание Республики Беларусь в деле подготовки и издания правовых актов решает поистине исторические задачи: в сжатые сроки обновляет систему действующего законодательства, поскольку оно должно не только обеспечить развитие экономических отношений на современном этапе в процессе их реформирования, но и стать надежным инструментом реализации каждым гражданином своих конституционных прав и свобод. А добиться этого можно лишь в том случае, если юридические акты будут отвечать самым высоким требованиям и качеству каждого отдельного закона относительно построения всей системы законодательства, повышения ее стабильности, доступности.