Не пропал без вести, а погиб в бою

Война1Всё дальше в прошлое уходят от нас годы войны. На смену одним поколениям приходят другие. Но до сих пор остаются неизвестными имена многих героев, защищавших независимость нашей Родины.

В небольшую деревню Повзики, что на Сенненщине, с войны не вернулось одиннадцать человек. Шестеро из них пропали без вести. Среди них — Фёдор Данилович Криштопенко .
Узнать о судьбе этого человека помог случай. В 2004 году вблизи деревни Самулки Чаусского района Могилёвской области были найдены два сейфа с документами времён Великой Отечественной войны. В бумагах и нашлись упоминания о наших земляках, долгое время считавшихся пропавшими без вести. О находке местные жители сообщили в Романовичскую среднюю школу, ученики которой активно занимаются поисковыми работами.
Сейфы лежали прямо на земле с открытыми дверцами. Вероятно, их откопали какие-то искатели ценностей, но, обнаружив внутри лишь документы, бросили находку. Бумаги сохранились плохо: пока ящики лежали под открытым небом, внутрь попала вода. Но кое-что прочесть всё же удалось. В сейфе хранились штабные документы 20-го отдельного механизированного корпуса, который в 1941 году защищал Могилёвщину, но до этого времени считался разгромленым при отступлении ещё на территории Минской области. Среди бумаг были аттестационные характеристики командного состава, подробные данные о еженедельных потерях корпуса в оборонительных боях на территории Минской и Могилёвской областей, документы о представлениях к наградам, которые так и не дошли до вышестоящего военного начальства, и списки так называемых безвозвратных потерь — павших бойцов.
Удалось прочитать 164 фамилии погибших, правда, не полностью, некоторые имена стёрлись. В этих списках значилось четверо уроженцев Витебщины. Один из них был с Сенненщины. В документах указывалось: Криштопенко (имя не читается) Данилович, майор, 1900 года рождения. Командир 51-го танкового полка 26-й танковой дивизии. Убит 30 июня 1941 года. Родом из Сенненского района Витебской области, деревня Повзики.
Я хорошо знала семью этого человека: жену Анну Петровну, дочь Жалину, родного брата Дмитрия Даниловича и других родственников.
По воспоминаниям Дмитрия Даниловича, Фёдор был умным, пытливым, любящим жизнь. В многодетной семье – старший брат, помощник, защитник. Учился сначала в деревне Горивец, затем окончил Ульяновичскую школу. Сельским детям приходилось много работать, помогать семье. И Фёдор с детства познал, что такое труд. Любил с мальчишками ходить в ночное. Это было ответственное задание: нужно было не растерять лошадей, накормить их, напоить, почистить. Ребята могли также отдохнуть и позабавиться. Любили скакать на лошадях наперегонки, разводили костёр и вспоминали разные истории. Фёдор слыл самым умелым рассказчиком. Учился он в школе хорошо, много читал, памятью обладал удивительной. Особенно легко давалась мальчику математика. С детства в нём проявлялись задатки лидера, командира. Местные ребята тянулись к нему, как к смелому, отважному жизнелюбивому человеку.
Многие деревенские мужчины подрабатывали в зимнее время извозом. Возили в Ригу и другие города дрова, хлеб, соль, сало. Фёдор тоже устраивался с ними. Старшие принимали подростка: на него можно было положиться.
Война2Однажды Фёдор не вернулся домой. Сказал, что поедет работать, а на самом деле поступил в школу кавалеристов в Могилёве. Об этом он мечтал с детства. На учёбу принимали только с лошадью, пришлось отнять у семьи такую опору: приехал с повинной к матери, та поплакала и отпустила сына. В школе кавалеристов юноша отличался прилежанием, любовью к лошадям, особой выправкой. Его заметили и как лучшего ученика направили на учёбу в Москву.
Сначала он окончил школу кремлёвских курсантов, затем военную академию. В 1939 году Фёдора перевели в Минск, и он возглавил 51-й танковый полк 26-й танковой дивизии. К этому времени у него была семья: жена, Анна Петровна, дочь Жалина и сын Евгений. Будучи военным, он хорошо понимал обстановку в мире, предчувствовал, что война неизбежна. Предупреждал своего брата: лучше не разлучаться с семьёй, не посылать детей никуда на отдых, в мире неспокойно. Это было в конце мая 1941 года.
Когда началась война, Фёдор Данилович успел забежать домой, предупредить, чтобы жена и дети взяли с собой самое необходимое. Простился с родными и отправил их вместе с другими семьями военных в эвакуацию. Эта была их последняя встреча.
Всю войну Анна Петровна и дети жили на Урале, потом возвратились в Минск. Женщина обивала пороги военкоматов, желая узнать о судьбе мужа, писала в архив города Подольска. Но нигде ей не смогли ответить, как Фёдор «… пропал без вести». Она так и не узнала, где погиб муж. Когда нашли сейф с документами, её и сына Евгения, который, как и отец, стал офицером, уже не было в живых. Новость о том, что отец погиб в бою под Минском у деревни Станьково, сообщили дочери Жалине, которая жила в Новороссийске, работала врачом. Недавно её тоже не стало.
Сейчас живы и делятся воспоминаниями о Фёдоре Даниловиче его племянницы Нина и Таисия. Они рассказывают своим детям и внукам об этом удивительном человеке, подтверждая тем самым, что никто не забыт и ничто не забыто. Ведь в способности помнить, любить, дорожить, ценить заключается огромная нравственная сила, которая помогает человеку глубже понять себя, оценить своё достоинство, разобраться в окружающей жизни.
Людмила
Криштопенко.

На снимках: Фёдор Данилович Криштопенко.