От пальцев к интеллекту

Известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе обследования детей была выявлена закономерность: если развитие пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

 Умелыми пальцы становятся не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые в детском саду, дома с самого раннего возраста помогают детям уверенно держать карандаш, самостоятельно заплетать косички, шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора и так далее. Если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребёнка.

 Специалисты советуют в первые месяцы жизни ребёнка использовать шарики диаметром 2-2,5 см. Шарики желательно сшить из меха, кожи, сатина, велюра. Для разнообразия, по возможности, подберите деревянные и пластмассовые. К матерчатым пришейте ленточки, чтобы было легче поднимать и опускать шарики в ладонь малыша.

 Можно сшить валики-вкладыши из самых разных по фактуре материалов. Они помогут развивать схватывание, сжимание, развивать тактильную чувствительность кожи ладоней малыша, подушечек пальцев.

 Пригодятся шнурок и ленточка с узелками. Лежащему на спине малышу сначала вкладывают в руку гладкую ленточку, а потом шнурок. Взрослый тянет легонько за конец, а ребёнок крепко схватывает и перехватывает, движением задерживаясь за узелки.

 С 6 месяцев необходимо развивать умение захватывать из любого положения игрушки с ручками-рукоятками.

 Специалисты советуют в это время покупать пирамидки, матрёшки, кубики большие и поменьше, ведёрки, лопатки, совочки, формочки, вставляющиеся одна в другую и т.д.

 В начале второго года жизни большинство детей начинает ходить. В этот период бурно развиваются мозг и руки. Поэтому важно научить ребёнка открывать и закрывать, снимать со стержня и надевать кольца, строить башенку, разбрасывать и собирать мячики.

 В течении второго года жизни малыш должен овладеть ложкой и вилкой. Лучшими игрушками для него становятся мячи, шары, кубики, каталочки, машинки с кузовами.

 Речевой контакт открывает ребёнку новый мир, поэтому без книжек-раскладушек обойтись невозможно. Обязательно нужно рассматривать картинки, называть их, читать короткие тексты.

 Рисование — первая графическая речь. В этом возрасте необходимо обеспечить ребёнка красками, карандашами, бумагой.

 На четвёртом году жизни игрушки нужны всякие, в том числе и самодельные. Лучшими игрушками для развития рук  и мозга считаются различные конструкторы. Детям нравится конструировать из бумаги, природного и бросового материала, из ткани, теста.

 В старшем дошкольном возрасте с интересом осваиваются и обыгрываются в сюжетно-ролевых играх измерительные приборы: линейки, метры, бытовые весы, отслужившие свой срок механические часы-будильники, весы, фотоаппараты. Разбирая эти вещи, ребёнок узнает, что внутри и осваивает «практическую механику». Не следует забывать о спортивных игрушках, игрушках-забавах: «ваньки-встаньки», роботы, заводные человечки, зверюшки.

 В любой детской полезной деятельности развиваются ручные и умственные умения и навыки, совершенствуется мускулатура кисти, пальцев, формируется воля, организованность и исполнительность — все то, что необходимо для школы.

 Ольга Глебова,

учитель-дефектолог  яслей-сада №1 г.Сенно.