Мы продолжаем печатать рассказы о людях, чья жизнь была опалена войной. Это воспоминания их родственников, собранные в сборнике «80 рассказов о войне» под редакцией сотрудников районной библиотеки.
Александр Рыбченко открыл страницы жизни, полные тягот и невзгод, выпавших на долю его мамы Надежды Васильевны.
— Когда началась Великая Отечественная война, моей маме было 11 лет. Она охотно делилась воспоминаниями об этом периоде ее жизни. Пожалуй, самым ярким эпизодом стал рассказ о том, как она относила махорку партизанам и попалась немцам. Так, один из жителей деревни встретил народных мстителей, которые и попросили у него принести махорки. Тот вспомнил, что у моего деда висел большой сушеный запас этого добра. Сам он не рискнул лезть на чердак в чужой дом, в котором к тому же была размещена немецкая кухня. Попросил мою маму. Несколько раз ей удавалось вынести махорку. Но немцы, почуяв что-то неладное, — решили проследить за ней. Во время очередного спуска с чердака схватили и отправили в комендатуру. Остаться в живых помог переводчик, который и вступился за маму, сказав: «Глупая девочка хотела обменять табак на хлеб». Его словам поверили.
Второй случай, когда маме пришлось посмотреть смерти в глаза, был связан с баней. Оккупанты заставили девушек вытопить ее. Те работу сделали и заложили трубу пораньше, чтобы немцы отравились угарным газом. План не сработал, а их самих посадили в подвал, в котором продержали три дня. К счастью, позже выпустили.
Мама рассказывала, что в 1944 году в нашей деревне Турово в старой панской усадьбе работал госпиталь, куда свозили раненых. Она с бабушкой помогала: стирали и скручивали бинты. Порой собирали мох для их замены. Раненых было много. Запомнились ей парашютисты из Москвы. Среди них была девушка с невероятно белой длинной густой косой. Она потеряла ногу, но, к сожалению, гангрену не удалось остановить. Вскоре она скончалась.
Умерших хоронили там же в Турово. После войны солдат перезахоронили в центральном парке города. Когда госпиталь переезжал, врач по имени Нина звала маму с собой помощницей, но бабушка не отпустила. Освобождение Сенно — это одно из самых ярких воспоминаний мамы. Она всегда рассказывала о том, как все ликовали и праздновали.
По городу на танке разъезжали солдаты, пели песни под гармошку. Сразу после освобождения Сенно начали очищать от мин. Их складировали в Туровской роще. Там они лежали без охраны, ограждения… Двое детей, братья из соседней деревни Королевичи, решили их разобрать… Взрыв был очень сильный. Останки частей тел братьев мама помогала женщинам собирать. После войны она прошла курсы медсестер, работала в районной больнице, отвечала за хозяйственную часть.
С материалом работала Алла ЯКОВЛЕВА.
Зерновые и зернобобовые культуры с кукурузой в Беларуси убраны с 94% площадей, что составляет 2172…
В Беларуси преобразовано несколько ботанических памятников природы республиканского значения. Это следует из постановлений Министерства природных…
На реках Беларуси ожидается рост уровней воды. Об этом рассказали БЕЛТА в Республиканском центре по…
Сразу трое молодых специалистов пополнили коллектив Сенненского районного центра детей и молодежи. Среди них педагоги…
Есть люди, которые не просто живут, а горят жизнью. Они не ждут, когда что-то произойдет,…
Какие услуги может оказать социальный работник, рассказали в пресс-службе Министерства труда и социальной защиты, сообщает…