Всегда оставаться Человеком — девиз, которого придерживается житель д.Ивони Юлиан Шадуйкис

Их военное детство и послевоенные годы были нелегкими. Все пережитое вмещается в два маленьких, но очень емких слова — «дети войны». Один из них житель д.Ивони Студёнковского сельсовета 91-летний Юлиан Антонович Шадуйкис.

Корни Юлиана Антоновича — литовские. До войны его семья жила на хуторе, вблизи д.Ивони. После того, как отца в 1937 году репрессировали, мать осталась одна с тремя сыновьями. В 1940-м всех жителей хуторов стали переселять в ближайшие населенные пункты. Построить новый дом в Ивонях семье Шадуйкис помогли местные жители. Все нелегкие домашние дела выполняли дети, в то время как мать трудилась в колхозе.

В 1941 году, когда немецкие захватчики вторглись на советские земли, Юлиану Шадуйкису было семь лет. Помнит, как деревенских мужчин мобилизовывали, как пришли в деревню враги. И сегодня будто слышит чужую иностранную речь: «Матко, яйко», — просили у местного населения немцы. Оккупанты установили здесь свою власть, назначили старосту. Засеянные колхозные земли поделили между сельчанами, которые обрабатывали их для захватчиков.

«Детей особо не обижали, но, если ты провинился, например, обворовал их, — наказывали», — говорит Юлиан Антонович.

Весь домашний скот враги забрали себе. В том числе и корову Шадуйкисов. Иногда мать просила ее подоить, немцы разрешали. Тогда удавалось принести детям молока.

Во время оккупации даже посещали школу, которую открыли немцы. Помнит, как на стене в классе висел портрет Гитлера.

В 1944 году Юлиан Шадуйкис, заготавливая в лесу дрова вместе со старшим братом, нашел оружие, которого после освобождения наших земель от немецко-фашистских захватчиков везде было много. Играя с ним, по неосторожности, Юлиан прострелил себе руку. Шрам напоминает об этом случае и по сей день.

О Победе Юлиан Антонович узнал, когда был в школе на занятиях. Тогда всех детей отпустили с уроков. Побежал домой, чтобы рассказать об этом радостном событии.

Послевоенные годы были также нелегкими: работа, помощь матери по хозяйству. Пахали землю, запрягая оставшихся буренок, тягали плуги, переворачивая глину, и др. После семилетки Юлиан Антонович хотел поступить в Смольянское училище на агронома. Подвела математика, отмечает он с улыбкой. Особо было не до уроков. Их делал в школе, а дома было много работы.

Поступил все же на фабрично-заводское обучение в Витебск. Отучившись шесть месяцев на штукатура, его группу отправили в Челябинскую область на стройку шахты. Позже была ленинградская Школа юнг. Вернулся домой, стал работать трактористом в колхозе в Ходцах. Пришлось потрудиться еще на С-65 («Сталинец»). И снова Челябинск, служба в армии: попал в танковую школу. Окончив ее, механик-водитель Шадуйкис проходил службу в Приморском крае, во Львовской области. Вспоминает, как и с п ы т ы в а л и танки ИС-3 на Я в о р о в с к о м полигоне. Поэтому, открытие памятника ИС-3 в Сенно, Юлиан Антонович пропустить не мог. И сегодня помнит этот праздничный день.

До выхода на пенсию трудился в сельском хозяйстве, в колхозе им. Кирова. Юлиан Шадуйкис был активным в общественных делах, старейшиной д.Ивони. По его предложению улица Центральная в Студёнке переименована в улицу Героя Советского Союза М.А.Аниськина. Тем самым увековечив память командира танка разведывательного взвода гвардии лейтенанта, который в июне 1944 года в районе д.Студёнка подбил самоходное орудие, захватил и уничтожил 60 автомашин, склад с продовольствием и другим военным имуществом. Сам в этом бою погиб.

Возле своего дома в Ивонях посадил деревья, которые сегодня шумят своими величественными кронами, напоминая хозяину, пусть о нелегкой, но такой насыщенной прошлой жизни.

К слову, Юлиан Шадуйкис со своей будущей женой Анной из д. Яхимовщина познакомился именно в этих местах. Дружно, душа в душу, прожили вместе 60 лет. Вырастили троих дочерей. Всегда держали большое хозяйство. Несколько лет назад его второй половинки не стало.

Стоит отметить, что Юлиан Шадуйкис — человек с золотыми руками. Сам построил дом, как говорят, от фундамента до крыши. Конечно, в 91 здоровье уже не то, что было раньше. Но в столь почтенном возрасте он еще досматривает дом, участок. До недавнего времени плел корзины. А года три назад помогал родным строить беседку возле дома, сам ее застеклил. Получается еще и поколоть дрова. Кроме того, Юлиан Антонович любит читать прессу.

От корки до корки — статьи районной газеты. Сегодня досматривает отца дочь Татьяна. — Они, дети войны, многое выдержали на своих плечах: разруху, голод, лишения, потерю близких, тяжелую работу. Такие люди учат нас ценить труд дедов и прадедов, беречь мирное небо и родную землю. Учат оставаться Человеком. Воспоминания отца для нашей семьи самые дорогие сердцу, — говорит Татьяна Юлиановна.

Ирина ГОРБАЧЁВА.

Фото автора.