15 февраля – День памяти воинов-интернационалистов. Судьба одного «афганца»

«К тому времени, когда советские войска вошли в Афганистан, страна уже была охвачена гражданской войной. Нужно было время, чтобы наши войска были вовлечены в неё. И долгие девять лет Советский Союз вёл изнурительную и год от года становившуюся непонятной войну…».

  Прошло более двадцати лет, как последние советские солдаты покинули границы чужой южной страны. Свидетели той войны сегодня живут среди нас. Один из них мой  собеседник — Сергей Дебольский.

                                                 Как всё начиналось…

 «Я — русский, родился в Дагестане, — начал с волнением Сергей Иванович. — После окончания школы профессию фактически не выбирал. Отец воевал, был офицером, прошёл всю Отечественную войну. Начинал он с Брестской крепости, где в живых оставалось-то с десяток человек. Судьба у нас с ним похожая…».

 Дед Сергея Ивановича был чекистом —»с Дзержинским порядки наводил», прадед — «не то улан, не то гусар».

 Вот и решил Сергей Дебольский, не изменяя семейной профессии мужчин, поступать в Киевское общевойсковое военное училище (1974-1978). Сдав блестяще экзамены, имея хорошие оценки аттестата, стал курсантом командного тактического факультета. После учёбы в звании старшего лейтенанта служил в Минске, в штабе округа. К этому времени начали отправлять десантников в Афганистан. Состояние здоровья позволяло, поэтому, прослужив пару месяцев в Минске, по предложению командования Дебольский перешёл в десантные войска. Попал в отдельный десантный штурмовой полк в Боровуху, под Полоцком. Ещё через несколько лет Сергей Иванович стал офицером войск специального назначения. Только собрали специальное подразделение в Марьиной Горке, как тут же отправили в Афганистан…

                                               Афган — пламя войны…

 «Афганистан для большинства начинался с аэропорта, им и заканчивался. Кому повезло, — шёл по взлётной полосе, вдыхая полной грудью воздух Родины; тяжело раненных отправляли в Союз «грузом 300». Отсюда, из аэропорта, начинался и последний путь домой — «грузом 200».

 Полтора года (1985-1986) Сергей Дебольский воевал в Афганистане в составе отдельного отряда специального назначения. Сначала — командиром специальной группы, затем — командиром специального отряда.

 Первоначально служил в городе Асадабаде, который считался одним из самых опасных районов: рядом — пакистанская граница. Именно в соседней стране афганские боевики учились воевать. Однажды группа Дебольского захватила транспорт, который шёл из Пакистана, с американскими ракетными комплексами «Стингер», предназначенными для уничтожения наших самолётов и вертолётов. За эту удачную операцию Сергея Дебольского наградили высшей военной наградой 1986 года — орденом «Красного Знамени». Потом его группу пригласили в Кабул. Президент Афганистана Бабрак Кармаль лично пожал руку Дебольскому.

 Резко континентальный климат — это серьёзное испытание, особенно для человека не привыкшего к большим перепадам дневных и ночных температур.  Во время Панджшерской операции температура доходила до + 300С и выше. «Посадили в вертолёты, выбросили на Панджшере — это такая горная система. По афгански «пандж» — 5, а «шер» — лев. Вот и назывались горы, заросшие кудрявой растительностью,—  «Горы пяти львов». Группировки моджахедов укрывались в глубоких ущельях, которые советским ребятам приходилось периодически «зачищать».

 «В подобной «зачистке» и нам довелось поучаствовать, — продолжает Сергей Иванович. — Сначала выходили разведчики (спецназ тоже к ним относился), находили банду, вызывали подмогу, прилетали вертолёты или самолёты — и начиналась полная «зачистка».

 Вспомнил Сергей Дебольский и как преследовал Ахмада Шаха Масуда — командующего афганскими моджахедоми (после вывода советских войск стал министром обороны Афганистана). Два дня шли по пятам. Прошли часть ущелья. Видели, что недавно здесь были враги — костёр жгли, отдыхали, но так их и не настигли. «Духи» шли по давно знакомым тропам, наши этих троп не могли знать.

 Сергей Иванович поведол ещё много интересного: про землетрясения, которые нередко бывали там, и про первую трагическую высадку наших витебских десантников. Рассказал и про случай на ночном дежурстве, когда на скале увидел барса с котёнком.

 Потом было повышение: командир отряда, капитан, служба в городе Газни. Прослужил Дебольский там недолго. Война — это грязная, кровавая, тяжёлая работа изо дня в день… Ранение в голову, контузия, потеря глаза… Около полугода Сергей Дебольский пролежал в госпиталях Кабула, Ташкента, Москвы. Медкомиссия признала его негодным к военной службе и направила работать в военкомат. Сначала — в Шумилино, затем  —  в Сенно(1987). В должности помощника военкома дослужился до военного комиссара, подполковника. Очередная медкомиссия 1996 года полностью списала Дебольского с военной службы, дала инвалидность и досрочно отправила на пенсию. При выходе в отставку представили к очередному воинскому званию — полковник.

Всё заработано ­ потом и кровью…

 На парадном мундире Сергея Ивановича немало медалей, орденов, значков. Помимо вышеуказанного ордена «Красного Знамени», орден  «Красной Звезды» за выполненную боевую задачу: группа под командованием Дебольского разгромила вражескую банду.  Значки специалиста 1-го класса, инженера-механика по военным машинам, «125 прыжков с парашютом», «Знак воина-интернационалиста», который давали всем военным, кто «выходил» из Афганистана и другие. А также медаль «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа» и несколько юбилейных медалей…

                                                         «…а потом ­ дождалась…»

 — Сижу и жду. День — нет писем, два… Начинается истерика. А потом приходит сразу несколько. Вы же знаете, как почта тогда «ходила», — рассказывает Людмила Дебольская, которая ждала близкого ей человека из Афганистана. — А потом дождалась Серёжу… Первый раз приехал в отпуск. Поначалу  не могла понять, что за запах из чемодана. Потом только рассказал, что летел на «Тюльпане 200″…

 Вот уже много лет семья Дебольских вместе. Людмила Валентиновна во всём поддерживает мужа. Переехав в Сенно вслед за ним, работала технологом, потом начальником смены на хлебопекарне. По состоянию здоровья уволилась. Стала настоящей хранительницей домашнего очага.

                                                              Афганское братство

 На войне без товарищей не обойтись. Обособленно там не выживешь. Взаимопомощь, взаимовыручка, дружба — вот главное в воинском братстве. Сейчас воины-интернационалисты общаются между собой через различные сообщества в интернете. Сергей Дебольский очень рад, что сейчас знает о судьбе своих выживших боевых товарищей, братьев-афганцев.

Пронесётся пыль Афганистана,

В вихре чьи-то жизни прихватив.

Пусть им вечным памятником станет

Этой песни простенький мотив.

 P.S. Прошло неполных 30 лет после Его Афгана. Это самое малое из рассказанного и из того, что ещё помнится…

Ирина ГОРБАЧЁВА.

Фото из личного архива С.Дебольского.

 Цитаты взяты из книги «Афган. Пламя войны»/ Авт.-сост. А.А.Звозников.- Мн.: МФЦП, 2009.