Система оплаты – главный стимул производительности труда

В июне 2011 года Министерством труда и социальной защиты принято постановление №67 «Об утверждении Рекомендаций по определению тарифных ставок (окладов) работников коммерческих организаций и о порядке их повышения».

 Рекомендации приняты в целях реализации норм Указа Президента Республики Беларусь №181 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда».

Рекомендации

по определению тарифных ставок

(окладов) работников коммерческих организаций и о порядке их повышения

 

Глава1

Общие положения

1. Рекомендации по определению тарифных ставок (окладов) работников коммерческих организаций и о порядке их повышения (далее — Рекомендации) разработаны в целях оказания методической помощи руководителям и специалистам коммерческих организаций при проведении ими работы по совершенствованию действующих и внедрению новых систем оплаты труда, в том числе без применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, повышению тарифных ставок (окладов) работников во взаимосвязи с конечными результатами и эффективностью деятельности с учетом финансовых возможностей организации.

 2. Рекомендации носят межотраслевой характер и могут быть использованы коммерческими организациями независимо от формы  собственности и видов экономической деятельности (далее — организации).

3. Системы и конкретные размеры оплаты труда работников, в том числе порядок определения и повышения тарифных ставок (окладов), могут устанавливаться нанимателем на основании коллективного договора, иного локального нормативного правового акта, принятых в порядке, установленном законодательством (далее — ЛНПА), соглашения и трудового договора (контракта).

 4. При применении любой системы оплаты труда размеры заработной платы работников должны зависеть от сложности, качества и количества выполняемой ими работы, их квалификации и других факторов.

 5. Отнесение выполняемых работ к конкретным тарифным разрядам (профессиям, должностям), осуществляется в соответствии с законодательством.

 6. Отдельным высококвалифицированным рабочим (начиная с 5-го разряда) тарифные ставки могут устанавливаться нанимателем исходя из тарифных коэффициентов соответствующих тарифных разрядов ЕТС в диапазоне 2,03 — 2,48 включительно в порядке и на условиях, определенных ЛНПА.

 7. При повышении тарифных ставок (окладов), тарифной ставки первого разряда необходимо обязательное соблюдение условий, предусмотренных законодательством.

Глава 2

Определение тарифных ставок (окладов)

 8. Нанимателем на основании ЛНПА, соглашения и (или) трудового договора (контракта) могут устанавливаться тарифные ставки (оклады) работника:

 8.1. на основе Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь (далее — ЕТС);

 8.2. на основе тарифной сетки, определенной тарифным (местным)соглашением либо разработанной и утвержденной в  организации (далее — ТС);

 8.3. без применения ЕТС (ТС).

 9. При формировании размеров тарифных ставок (окладов) на основе ЕТС наниматель может:

 9.1. осуществлять распределение работников организаций по тарифным разрядам ЕТС согласно приложению 1 к настоящим Рекомендациям;

 9.2. применять коэффициент повышения по техно­логическим видам работ, производствам, видам экономической деятельности и отраслям (далее — коэффициент повышения) согласно приложению 2 к настоящим Рекомендациям.

 При этом устанавливается конкретный перечень профессий (должностей) или категорий работников, работ, по которым может предусматриваться применение коэффициентов повышения, а также, при необходимости, порядок и условия их применения;

 9.3. определять тарифные ставки (оклады) работников путем последовательного умножения тарифной ставки первого разряда, действующей у нанимателя, на тарифный коэффициент соответствующего тарифного разряда или кратный размер тарифной ставки первого разряда, установленный работнику по его профессии (дожности) и на коэффициент повышения;

 9.4. определять сдельные расценки исходя из тарифных ставок (окладов) выполняемых работ, исчисленных с учетом коэффициентов их повышения согласно приложению 2 к настоящим Рекомендациям;

 9.5. устанавливать работникам с учетом финансового состояния организации повышения их тарифных ставок (окладов) или сдельных расценок до 300 процентов включительно.

 При этом определяются порядок, размеры и условия установления указанного повышения, например:

 тарифных ставок (окладов) — в зависимости от наличия присвоенной в установленном порядке квалификационной категории, применения производной профессии (должности) «старший», сложности и характера выполняемых работ и трудовых функций, участия в разработке и реализации инве стиционных и инновационных проектов, способствующих модернизации производства, внедрению новейших технологий, внесенного вклада в эффективность работы организации и по другим основаниям;

 сдельных расценок — в зависимости от уровня выполнения норм труда, их напряженности и прогрессивности, сложности и характера выполняемых работ, отсутствия брака и других факторов;

 9.6. исчислять повышения, предусмотренные подпунктом   9.5 пункта 9 настоящих Рекомендаций, иными нормативными правовыми актами, от тарифных ставок (окладов) с учетом коэффициента повышения при его применении или расценок по каждому основанию отдельно и суммировать их с ними, образуя окончательный размер сдельных расценок, тарифных ставок (окладов).

 10. При формировании системы оплаты труда на основе ТС наниматель может устанавливать:

 10.1. распределение работников по тарифным разрядам ТС либо ЕТС;

 10.2. размеры повышения тарифных ставок (окладов) либо сдельных расценок работников;

 10.3. порядок исчисления тарифных ставок (окладов);

 10.4. порядок тарификации отдельных должностей руководителей и специалистов.

 При этом наниматель может руководствоваться пунктами 6, 9, 12-15 настоящих Рекомендаций.

 11. Определение размеров тарифных ставок (окладов) без применения ЕТС (ТС) может устанавливаться нанимателем:

 в процентном отношении от выручки, полученной от реализации продукции, товаров (работ, услуг);

 в процентном отношении от суммы заключенной внешнеэкономической сделки (договора) в зависимости от эффективности ее (его) реализации;

 путем установления фиксированных либо плавающих тарифных ставок (окладов);

 с использованием:

 системы оплаты труда работников на основе оценки сложности труда (грейдирования);

 иных систем оплаты труда работников, разработанных специалистами организации или предложенных орга­низациями науки и научного обслуживания, ведущими прикладные практические  исследования и разработки в данной сфере;

 передового международного опыта.

Наниматель может предусматривать в трудовых договорах (контрактах) работников персональные условия оплаты труда.

 Глава 3

Особенности тарификации на основе ЕТС

 12. Кратные размеры тарифной ставки первого разряда работников различных профессионально-квалификационных групп могут устанавливаться согласно приложению 3 к настоящим Рекомендациям, а тарифные разряды и тарифные коэффициенты руководителей организаций — согласно приложению 4 к настоящим Рекомендациям.

 13. Рекомендуется устанавливать тарификацию отдельных должностей в следующем порядке:

 Тарифный разряд первого заместителя руководителя организации (главного инженера в качестве первого заместителя руководителя организации) — на 1 разряд ниже тарифного разряда руководителя оранизации;

 тарифные разряды заместителей руководителя организации, главного инженера в качестве заместителя руководителя организации, главного бухгалтера — на 1-2 разряда ниже тарифного разряда первого заместителя руководителя организации (главного инженера в качестве первого заместителя руководителя организации);

 тарификацию должностей начальников производства, цеха, управления — не выше тарифного разряда заместителя руководителя организации;

 тарифный разряд помощника руководителя организации — на 1 — 4 разряда ниже тарифного разряда заместителя руководителя организации;

 тарифные разряды заместителей главного инженера, главного бухгалтера, заместителей руководителей структурных подразделений  —  на 1-2 разряда ниже разрядов главного инженера, главного бухгалтера, руководителей структурных подразделений соответственно;

 тарифный разряд руководителя обособленного под­разделения в зависимости от списочной численности работников подразделения согласно приложению 4 к настоящим Рекомендациям либо по одному из уровней управления;

 тарификацию должности менеджера — по уровням управления в зависимости от численности руководимых им работников по соответствующему направлению деятельности, а также специфики деятельности организации;

 тарификацию должности руководителя службы —  исходя из численности подчиненных работников.

14. Порядок тарификации заместителей руководителя, главного инженера, главного бухгалтера обособленного подразделения может быть установлен аналогично порядку, определённому пунктом 13 настоящих Рекомендаций.

 15. Оклады руководителей организаций по решению собственника имущества (органа, уполномоченного заключать с ними контракт) могут устанавливаться:

 в размере, не превышающем среднемесячной заработной платы, сложившейся по соответствующему виду экономической деятельности за период с начала отчетного года, предшествующий месяцу установления оклада;

 на основе тарифных коэффициентов ЕТС или ТС, определенных тарифным (местным) соглашением и тарифной ставки первого разряда, действующей в организации;

 в ином порядке.

Глава 4

Порядок повышения тарифных ставок

(окладов)

16. Повышение тарифных ставок (окладов) работников может осуществляться с применением тарифной ставки первого разряда или без ее применения.

 17. При применении тарифной ставки первого разряда она может повышаться в порядке, определенном ЛНПА или по решению нанимателя.

 17.1. Нанимателю рекомендуется на основании ЛНПА устанавливать:

 17.1.1. дальнейшее повышение тарифной ставки первого разряда и порядок формирования ее размера в случае реорганизации юридического лица (слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования) са­мостоятельно либо по согласованию с органом, уполномоченным управлять имуществом или осу­ществляющим владельческий надзор, если на это имеются их экономически обоснованные решения, принятые в установленном порядке;

 17.1.2. единовременное повышение тарифной ставки первого разряда при совершенствовании состава заработной платы организации в пределах средств, предусмотренных на оплату труда, с 1-го числа в месяца, следующего за месяцем, в котором было проведено  совершенствование;

 17.1.3. повышение тарифной ставки первого разряда в убыточных организациях (получивших чистый убыток за отчетный период нарастающим итогом с начала отчетного года), включая организации, получающие субсидии из бюджета, в том числе на возмещение убытков, возникающих при реализации продукции, товаров (работ, услуг), и (или) реализующие коммунальные услуги юридическим лицам с учетом перекрестного субсидирования, в зависимости от темпов снижения убытка нарастающим итогом с начала года к соответствующему периоду предыдущего года.

 17.2. Собственникам имущества, органам, уполномоченным управлять имуществом  или осуществлять владельческий надзор, рекомендуется устанавливать для организаций, относящихся к субъектам естественных монополий, размеры (нормативы) повышения тарифной ставки первого разряда на каждый процент прироста установленного показателя с учетом эффективности финансово-экономической деятельности организации, уровня оплаты труда и  других факторов.

 18. Повышение тарифных ставок (окладов) работников без применения тарифной ставки первого разряда может осуществляться в  порядке, определенном ЛНПА или по решению нанимателя, в зависимости от эффективности хозяйствования в пределах имеющихся финансовых возможностей, если иное не установлено зако­но­дательством.

Александр ДОСОВ, главный специалист отдела социально-трудовых отношений управления по труду, занятости и социальной защите.