Депутатский отчёт. Законодательная деятельность совершенствуется

«Нам не следует ослаблять усилий в работе с парламентами зарубежных государств, а также в межпарламентских структурах. Необходимо терпеливо и профессионально разъяснять наши позиции по тем или иным злободневным вопросам, доводить до международной общественности правдивую информацию о Беларуси и со всей принципиальностью отстаивать наши национальные интересы на международной арене. Следует и дальше уделять особое внимание укреплению сотрудничества со странами СНГ — Украиной, Казахстаном, Азербайджаном, Арменией, Туркменистаном и другими партнерами».

(Из выступления Председателя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь А.Н. Рубинова на закрытии шестой сессии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь четвертого созыва 30 июня 20011 года).

В период шестой сессии Совета Республики работа парламентариев строилась исходя из приоритетной задачи, озвученной Главой государства в Послании белорусскому народу и Национальному собранию от 21 апреля 2011 года: обеспечение формирования законодательной основы для всех стратегических направлений, определенных последним народным собранием. Успешному решению этой задачи послужило участие членов Совета Республики в работе над законопроектами на всех этапах их подготовки. Совершенствованию законодательной деятельности способствовало и проведение семинаров, «круглых столов» с участием парламентариев, а также выездных заседаний постоянных комиссий. Такие заседания позволяют изучить наиболее важные общественные отношения, требующие законодательного регулирования.

К работе над законопроектами, внесенными в Палату представителей, постоянные комиссии и работники Секретариата Совета Республики подключались до их рассмотрения в первом чтении (например, по законам Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах», «Об обращениях граждан и юридических лиц», «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам осуществления административных процедур» и др.), а также в период между первым и вторым чтением. Такая работа проводилась как в форме участия в заседаниях рабочих групп, так и в форме подготовки замечаний и предложений по законопроектам.

Активность участия представителей Совета Республики в заседаниях рабочих групп, проводимых Палатой представителей,  постоянно возрастает. Данная тенденция сохранилась и в период шестой сессии. Участие в  заседаниях позволяет всесторонне рассмотреть предложения, высказываемые постоянными комиссиями и членами Совета Республики, в том числе концептуального характера, и учесть их в тексте законов. Использование данной формы подготовки законопроектов обеспечивает существенное снижение количества случаев их отклонения.

Кропотливая работа над законопроектами проводилась не только посредством подготовки замечаний по ним, но и путем изучения предложений и замечаний иных государственных органов — Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генеральной прокуратуры, Комитета государственного контроля Республики Беларусь.  Кроме того, многие замечания и предложения обсуждались в рабочем порядке с сотрудниками Секретариата Палаты представителей, Администрации Президента, Совета Министров, Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь и др. Заблаговременная рассылка электронных вариантов законопроектов, планируемых к рассмотрению на очередной сессии, позволяет парламентариям глубже изучить их, а также заранее внести свои замечания и предложения по ключевым положениям законопроектов.

Большинство из одобренных законопроектов направлено на обеспечение стратегических направлений развития страны. Одним из таких направлений является работа с людьми. Рассмотренный Советом Республики законопроект «Об обращениях граждан и юридических лиц» в полной мере обеспечивает комплексную реализацию конституционного права граждан на обращение в государственные органы. Развитию альтернативных форм правосудия по экономическим спорам будут способствовать положения нового для страны проекта Закона  «О третейских судах». Основная цель совершенствования правовых основ судопроизводства — повышение заинтересованности граждан и субъектов хозяйствования в разрешении споров в досудебном порядке, ускорение решения спорных вопросов.

Новации были внесены в ряд других законопроектов, рассмотренных на шестой сессии. В частности, в сфере защиты интеллектуальной собственности впервые на уровне  Закона  «Об авторском праве и смежных правах» представлен механизм функционирования системы коллективного управления имущественными правами авторов или иных правообладателей, уточнено понятие объекты интеллектуальной собственности.  Также по-новому излагается подход к контрафактным экземплярам объектов авторского права. Правила государственной регистрации нового для страны объекта недвижимого имущества — машино-места — предусмотрены Законом «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним».

Другие стратегические задачи также были в центре внимания шестой сессии. Члены Совета Республики одобрили подходы, направленные на исключение излишних административных барьеров, дебюрократизацию работы государственных органов. В частности,  Законом  «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам осуществления административных процедур» упрощен порядок удостоверения права обособленного водопользования.  Законом  «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам обращения с объектами растительного мира» в области обращения с объектами растительного мира  упразднена необходимость получения некоторых разрешений Минприроды, местных исполнительных и распорядительных органов, заключения Национальной академии наук Беларуси.  Законом  «О внесении изменений в некоторые законы Республики Беларусь» исключается  компетенция Минского городского Совета депутатов по установлению порядка приглашения иногородних граждан для работы и жительства в городе Минске, по определению размера платы за таких иногородних.

Несомненно, указанные изменения законодательства будут способствовать либерализации экономики, улучшению бизнес-климата.

Отдельные одобренные законопроекты носят уточняющий характер в соответствии с предписаниями нормативных правовых актов Главы государства. Так,  Законом  «О внесении изменений и дополнений в Гражданский, Хозяйственный процессуальный, Гражданский процессуальный кодексы Республики Беларусь» расширяется перечень условий для признания торгов несостоявшимися, вводится обязанность до их начала информировать участников этих торгов о затратах на их организацию и проведение. Для определения начальной цены имущества, продаваемого по решению суда, разрешается привлекать только государственные организации и организации, где доля государственной собственности  составляет более 50 процентов.

На приведение действующих законов страны в соответствие с нормами актов Главы государства направлены также  законы  «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам деятельности прокуратуры Республики Беларусь» и «О внесении изменений в некоторые законы Республики Беларусь». Они касаются совершенствования деятельности органов прокуратуры, а также координации их работы в сфере борьбы с терроризмом и противодействия экстремизму.

Многое сделано в сфере формирования правовой базы международного сотрудничества. Рассмотрены законопроекты, направленные на укрепление статуса Республики Беларусь как государства, эффективно имплементирующего международное гуманитарное право (проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам реализации международных обязательств Республики Беларусь, принятых в соответствии с международными договорами Республики Беларусь в сфере международного гуманитарного права»).

Кроме того, была продолжена работа по формированию договорно-правовой базы Единого экономического пространства. Ратифицировано 17 соответствующих документов.

Реализация их норм укрепит правовую основу предпринимательской деятельности субъектов хозяйствования трех стран на единых товарных рынках. 

Антон Ятусевич,

заместитель председателя Постоянной  комиссии Совета Республики Национального собрания Республики   Беларусь по образованию, науке, культуре и социальному развитию, профессор, заслуженный деятель науки Республики Беларусь.