Как будет решаться проблема социального сиротства на Сенненщине в Программе развития образования на 2011 – 2015 гг.

В районе сформирован социальный блок организаций и учреждений, оказывающих спектр медико-социальных, психолого-педагогических реабилитационных услуг:  сектор охраны детства отдела образования райисполкома; детский социальный приют; центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации; общеобразовательная средняя школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (г. Сенно); Богушевская санаторная школа-интернат. Как же они решают проблему социального сиротства? Ответить на этот вопрос мы постараемся с помощью главы 5 «Охрана детства и специальное образование» Программы развития образования района на 2011 — 2015 годы, принятой недавно очередной сессией райсовета депутатов.

В районе проживают 194 ребенка-сироты и детей, оставшихся без попечения родителей (в 2007 году — 281 ребенок, из них: 104 — в Сенненской школе-интернат; 22 — в опекунских (попечительских) семьях; 68 — в приемных семьях.

При проектной вместимости сенненской школы-интерната — 190 детей, в учреждении проживают 105 воспитанников от 9 до 18 лет. В последние годы сокращается количество учащихся за счет уменьшения количества детей в младших классах: со 193 (2007 год) до 105 (2010 год). Учреждение включено в экспериментальный проект «Апробация модели практико-ориентированной образовательной  среды школ-интернатов для детей-сирот» в рамках Президентской программы «Дети Беларуси».

В целях создания комфортных условий для повышения социальной компетентности детей-сирот, а также предоставления возможности принимать у себя бывших воспитанников четыре года назад в школе-интернат открыт центр социальной адаптации. Реализованы основные задачи концепции и программы  развития учреждения: создание и экспериментальная проверка модели социально-педагогического комплекса «Школа-фабрика», апробация учебного плана средней общеобразовательной школы с 11-летним сроком обучения, а также с профессиональной подготовкой учащихся по единичным квалификациям: столяр 2-3 разряда, швея, тракторист-машинист сельскохозяйственного производства категории «А», овощевод.

В детском социальном приюте продолжается работа по социальной реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. С 2007 года в детский приют было определено 187 детей, из которых 35 приобрели постоянный статус детей, оставшихся без попечения родителей, 47 — возвращены в биологические семьи.

В последнее время приоритетным направлением в устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является определение их  на воспитание в замещающие семьи. Уже в прошлом  году таких семей было 44, в которых воспитываются 68 детей, и 21 опекунских — 21 (22 ребенка). Активизировалось национальное усыновление (5 детей).

Сложившаяся система социального и педагогического сопровождения семей в определенной  мере улучшила работу по защите имущественных и жилищных прав детей, оставшихся без попечения родителей, их трудоустройству. Из 194 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 65 несовершеннолетних имеют закрепленное жилье, 129 — состоят на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В районе проживают 310 детей в возрасте до 18 лет с особенностями психофизического развития. Совершенствуется работа по раннему выявлению и учету подобного контингента. Увеличивается  количество детей в возрасте до 3 лет, занимающихся по программе ранней комплексной помощи детям с особенностями психофизического развития.

Всеми формами специального образования и воспитания охвачено сто процентов детей. Обучение детей в специальных школах-интернатах, ограничивающих их социальное развитие, сменяется сетью структур интегрированного типа, позволяющих приблизить обучение к месту жительства и возвращение их в семью. Идет целенаправленная работа по интегрированию детей с особенностями психофизического развития в среду их здоровых сверстников. Постоянно растет число классов интегрированного обучения.

В Богушевской санаторной школе-интернате получена лицензия на медицинскую деятельность, укреплена техническая база, приобретен компьютерный класс и galaxy tab, заменена мебель в спальном корпусе.

В качестве приоритетных задач в системе охраны детства считаются развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  совершенствование их социальной защиты. Развитие системы обучения, обеспечивающей право всех детей с особенностями психофизического развития на получение образования в соответствии с их познавательными возможностями.

Социальное сиротство пока нельзя до конца искоренить как явление. Но задача — дать возможность этой категории людей стать полноценными и востребованными гражданами общества — была и остаётся приоритетной. Эта цель и объединяет все учреждения, которые сегодня заняты охраной детства.

Михаил БЕЛОВ.