Покупатели против обмана

Как-то раз знакомая, побывавшая в заграничной поездке, рассказала такую историю. В гипермаркете ей очень приглянулась сумочка. Это было то, что она давно искала, просто сумка-мечта. Но, не смотря на то, что на ценнике стоимость уже несколько раз была снижена, всё равно сумма оставалась немалая. Знакомая — женщина состоятельная. Взвесив все «за» и «против», она взяла покупку и направилась к кассе.  Каково же было её удивление, когда продавец, пробив чек, назвала цифру значительно меньшую указанной на ценнике. Увидев  непонимание покупательницы, пояснила, что действует дополнительная акция. В итоге сумочка-мечта была приобретена за сумму, о которой можно  было только мечтать.

Чем-то похожую историю на днях рассказала подруга. Покупая продукты в магазине «Родны кут», она обнаружила несоответствие на ценнике и в  чеке, пробиваемом на кассе. Но, к сожалению, не в меньшую сторону. Поинтересовавшись, почему её покупки вдруг оказались дороже, чем на ценниках на витринах, она услышала в ответ, что в компьютере у них «забиты» другие цены. Больше  — ничего вразумительного, только вопрос: «Так вы будете брать или аннулировать покупку?»

Не поверив, что такое возможно, на следующий же день мы с коллегой провели собственное расследование. Сделали контрольную закупку. Шли целенаправленно, по «погоревшим» наименованиям. Из пельменей выбирать ничего не стали, хоть и там, со слов подруги, были несоответствия. Остановились возле куриных паштетов. Оба наименования — и куриный, и  мясной с куриной печенью — по 1630 рублей (на снимке), о чём ясно и понятно свидетельствуют ценники под ними. Не перепутаешь! Беру оба. Направляемся к печенью. Всё по 700 рублей за пачку. Вот печенье «К чаю». Ни внизу, под полкой,  ни на самой пачке  стоимость не указана. Непорядок. Смотрим дальше. Вот — «Шахматное» — 700 рублей. На пачке чернилами так же указана стоимость. Рядом — «Сливочно-медовый Слодыч». Бесценный. Берём и его.  Для следственного эксперимента достаточно.

Первым делом кассир пробила печенье. Две по 700 по моим подсчётам никак не могли стоить 1630.

— Сколько стоит печенье? — интересуюсь у продавца.

— Смотрите, 930 рублей, — она показывает мне на монитор компьютера.

— А почему там цены нет? — не отстаю я.

— Где — там? Так вы будете брать или нет? — не теряется она.

— Буду. А что делать? — я пожимаю плечами и мысленно проникаюсь сочувствием к тем, кто оказался в такой ситуации поневоле. Например, копейка в копейку высчитал стоимость покупки, и тут, к его стыду, при расчёте  вдруг не хватает денег.

По поводу паштета молчу, хотя вижу, что на чеке вместо 1630 рублей за куриный пробивается 1770 (на снимке)

Правда, и  того, что я видела своими глазами и со свидетелем,  мне показалось мало. Не поверят же, если кому расскажу! Взяв фотоаппарат,  возвращаюсь в магазин. Паштеты со своими ценами на месте, а вот в рядах с печеньем появились изменения — из стройного ряда цифр «700» выбивается ценник «930».  Так вот ты какой, «Сливочно-медовый Слодыч»,  дороже «Спартака»!  А сразу и не скажешь!

Вспоминаю, что мне нужен рулетик к чаю, беру какой-то за две с чем-то тысячи и иду к кассе. Да, рядом с кассой есть ещё интересные стеллажи, на которые стоит обратить своё пристальное  внимание любому контролирующему органу — под вывеской  «Акция» лежат просроченные вафельки с ванилином, но это, похоже, никого из торговых работников не  смущает. На то она и акция…  На остальные продукты внимания не обратила. Возможно, их тоже пора утилизировать, а не продавать.

Продавец выбивает чек на 2980. Странно, мне казалось, что рулет стоил дешевле. Но проверять, то ли это закономерность — выбивать чеки на большую сумму, то ли у  меня начинающаяся паранойя, как-то уже не хотелось.

Зато захотелось узнать комментарии специалистов по ценообразованию и ведению бухгалтерского учёта в торговле, а также юристов по факту данных нарушений прав потребителя и законодательства в области ведения розничной торговли. Оказалось, что, согласно Гражданскому Кодексу, ценник на полке — публичная оферта, т.е. обезличенное предложение всем и каждому вступить в сделку купли-продажи обозначенного товара по заявленной цене. Этого достаточно, чтобы вам были ОБЯЗАНЫ продать товар по цене, обозначенной на ценнике.  Все отговорки плана «не успели заменить ценник» являются незаконными, а удержание разницы между ярлыком и чеком — махинацией.

Бесспорно, есть что сказать в своё оправдание и сотрудникам  торговли. Вот как комментирует схожие ситуации Анна Суша, председатель Белорусского общества защиты прав потребителей (текст приведен на одном из Интернет-форумов): «Что касается случаев, когда на прилавке рядом с товаром указана цена одна, а на узле расчета выбивается другая сумма, это, как правило, связано с тем, что поступает новая партия товара, и на нее  —  уже новая цена. Причина — чисто техническая. Сканер считывает новую цену, а не старую».

Таким образом, несоответствие розничных цен на кассе и на ценнике — это проблема едва ли не всех магазинов, которые используют автоматизированные системы количественного учета.  Открытым остаётся вопрос — что же делать покупателям?

Конечно, на Бога и на честных людей надейтесь, но и сами не плошайте. Всегда и везде будьте внимательны при совершении покупок, придирчиво изучайте ценники и считайте стоимость ваших приобретений. Проверяйте чеки, чтобы в них «случайно» не закрались лишние наименования или, как в нашем случае, добавленная стоимость непонятного происхождения.  Помните, что вы имеете право на приобретение качественного товара по предусмотренной на него стоимости, указанной на этикетке или на ценнике. И ни один продавец не имеет никакого права вводить вас в заблуждение относительно  качества и стоимости приобретаемого товара.

На всякий случай стоит напомнить, что при возникновении  спорных вопросов вы всегда можете воспользоваться Книгой жалоб и предложений, а также  позвонить в организации, защищающие права потребителя-Белорусское общество защиты прав потребителя (можно позвонить на «горячую линию» и пожаловаться по т. (017) 262-96-08), а также в Главное управление по борьбе с коррупцией и экономическими преступлениями МВД, Комитет ценообразования, Комитет госконтроля. Наименования и телефоны контролирующих  организаций, а также Книга отзывов и предложений  (обязательно прошнурованная и проштампованная налоговой инспекцией, а не безликий черновик для шибко грамотных), обязаны находиться на видном месте и быть доступны для покупателя.

Уважайте самих себя, уважайте других, будьте взаимно вежливы и юридически грамотны.

Светлана БЕЛОУСОВА.

Фото автора.

Покупатели против обмана: 5 комментариев

  • Суббота, 12 март, 2011 в 17:48
    Permalink

    что хотят ,то и делают.И все не в пользу покупателя,а в свою.
    Извините,но безобразие полнейшее.Уже и не верится,что будут нормальные времена.

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

    Ответ
  • Воскресенье, 13 март, 2011 в 19:05
    Permalink

    мне кажется что эти слова сильно приувеличины по отношению к работникам торговли… Я не работаю в этой сфере но их понимаю… наблюдая за магазином «родны кут» не каждый день увидишь достаточное кол-во персонала чтобы они могли хорошо обслуживать покупателей куда там уже до ценников…. их тоже нужно понять в некоторой степени…

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

    Ответ
  • Понедельник, 14 март, 2011 в 09:55
    Permalink

    Статья хорошая и нужная….
    Но есть одно но. Редакция не должна допускать безграмотность. Есть правила торговли.
    ЕВ каждом магазине должен ыбть плакат с указанием телефонов уполномоченного госудпарстьва ( раболтника исполома) по защите право потребителей. Вот к нему в первую очередь и надо обращаться господа журналисты. так гласит ЗАКОН….
    Жду выводов из критики.

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

    Ответ
  • Понедельник, 14 март, 2011 в 14:05
    Permalink

    Полковнику:
    С замечанием согласна. Для порядка нужно было указать и телефоны представителей райпо, и ответственного за торговлю представителя исполкома. А так же указать, что граждане могут обращаться с хаявлениями (имеют полное право) в отделение внутренних дел.
    Только вот от этого, кажется, толку маловато. На районном уровне даются маловразумительные отписки и оправдание неправомерных действий, и в то время, как эти отписки собираются, прячутся все подозрительные факты, которые привленкли внимание журналистов.
    Кстати, вот цитата из статьи, потому что с определением «безграмотность» я как-то не очень согласна: «Наименования и телефоны контролирующих организаций …… обязаны находиться на видном месте и быть доступны для покупателя». Именно на этот плакат я и обращаю внимание читателей. Там каждый найдёт то, что ему нужно, у каждого свой размах. Кто-то, может, и Президенту напишет…
    С уважением.

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

    Ответ
  • Понедельник, 14 март, 2011 в 14:08
    Permalink

    Артёму:
    Продавцов понимаю и я. Они, как и люди в целом, бывают разные. Всех под одну гребёнку ровнять нельзя. Ведь попадаются и лысые…
    Но, как покупатель, я категорически против обманов и ухищрений. Не преувеличивала ничего. А вопиющих фактов настолько много на самом деле, что газетной площади не хватит…

    Рейтинг комментария:Vote +10Vote -10

    Ответ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *