Постясь телесно – постимся духовно
Самым светлым, красивым, поучительным и трогательным временем в православном календаре является период Великого поста и Пасхи. Великий пост — важнейший и самый древний из многодневных постов. Он готовит нас к главному празднику — Христову Воскресению.
Но очистится ли наша душа, если мы не съедим, скажем, мясную котлету или салат со сметаной в среду или пятницу? Слишком уж просто, легко далось бы тогда то, ради чего Спаситель принял страшную смерть на Голгофе.
Важно расслышать в посте призыв, требующий нашего ответа и усилия. Ради своего ребёнка, близких нам людей мы смогли бы голодать, если бы стоял выбор, кому отдать последний кусок. И ради этой любви готовы на любые жертвы. Пост — такое же доказательство нашей веры и любви к Богу, заповеданный Им Самим. Так любим ли мы, христиане, Бога? Помним ли, что Он во главе нашей жизни, или, осуетясь, это забываем? Суть поста не в том, чтобы отказаться от некоторых видов пищи или развлечений (например, смотреть фото приколы) и даже насущных дел, а в том, чтобы отказаться от того, что всецело поглощает нас и удаляет от Бога.
Пост готовит душу для покаяния. Когда усмиряются страсти, просветляется духовный разум. Человек начинает лучше видеть свои недостатки, у него появляется желание очистить свою совесть и покаяться перед Богом.
— Пост есть оружие, уготованное Богом, — писал преподобный Исаак Сирин. — Если постился Сам Законоположник, то как же не поститься кому-либо из обязанных соблюдать закон?
Пост установлен для всех: и монахов, и мирян… Он не является повинностью или наказанием. Его следует понимать как спасительное средство для каждой человеческой души.
Цель поста — искоренение пагубных проявлений души и стяжание добродетелей, чему способствуют молитва и частое посещение богослужений в храме.
Итак, постясь телесно, постимся и духовно. Соединим пост внешний с постом внутренним, руководствуясь смиренномудрием. Очищая тело воздержанием, очистим и душу покаянной молитвой для обретения добродетелей и любви к ближним. Вот это и будет истинный пост.
У православных принято вступать в Великий пост, испросив прощения у всех, кого обидел, укорил. Поэтому последнее Воскресение перед Великим постом именуется прощенный день.
Община
Свято-Николаевского
храма.