К академическому отпуску добавятся декретный и военный. Чего ждать студентам от нового Кодекса об образовании.

На четвёртом Всебелорусском народном собрании Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко отметил, что одним из пяти показателей качества жизни человека является образование. Повышению же его качества будет способствовать принятый Кодекс Республики Беларусь об образовании и подписанный 13 января 2011 года Главой государства. Об особенностях нового документа мы беседуем с заместителем председателя Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по образованию, науке, культуре и социальному развитию, профессором, заслуженным деятелем науки Республики Беларусь Антоном Ивановичем Ятусевичем:

— Антон Иванович, на четвёртом Всебелорусском народном собрании отмечалось, что инновационный путь развития экономики базируется, прежде всего, на человеческом потенциале, а он, в свою очередь, может развиваться на основе качественного образования.

  — Основным механизмом формирования челове­ческо­го потенциала во всем мире является сфера образования, которая должна постоянно совершенствоваться на основе современного законодательства. Значимость принятия Кодекса Республики Беларусь об образовании заключается в том, что наша страна первой в мире подготовила всеобъемлющий законодательный акт в данной сфере. С момента обретения суверенитета в нашей стране только на уровне Главы государства и Правительства было принято 50 нормативных правовых актов, непосредственно относящихся к сфере образования. Основу нормативной базы составляют пять законов: принятый в 1991 году закон «Об образовании», а также законы, которые регулируют   общественные   отношения  в   сфере   про­фессионально-технического, специального, общего среднего и высшего образования. А также Декрет Президента Республики Беларусь №15 «Об отдельных вопросах общего среднего образования».

 Принятие Кодекса об образовании продиктовано необходимостью обеспечить полное и системное регулирование правовых норм, на основе которых осуществляется образовательный процесс. Кроме того, в настоящее время национальное законодательство  в этой сфере стоит также перед необходимостью его совершенствования в соответствии с задачами формирования общеобразовательного пространства Союзного государства, стран СНГ, ЕврАзЭС и вхождения в европейское пространство высшего образования.

 — Антон Иванович, какова структура Кодекса?

 — С учетом сложного и многообразного характера отношений в сфере образования структурно Кодекс включает в себя Общую и Особенные части, 17 разделов, 63 главы и 295 статей. В Общей части закреплены основные нормы, регулирующие сферу образования в целом. В Особенной части устанавливаются нормы, отражающие специфику отношений на соответствующих уровнях образования. Для реализации права граждан на образование в стране обеспечивается дальнейшее развитие сети учреждений образования. Дальнейшее развитие получит система кредитования лиц, обучающихся на платной основе, гарантируется равенство белорусского и русского языков обучения. Упраздняется аттестация учреждений образования, а также регламентируются формы управления ими. Предусматривается возможность создания в учреждениях образования попечительских советов и родительских комитетов.

 — Антон Иванович, многих студентов вузов и их родителей интересуют вопросы обязательного распределения и сроков отработки. Расскажите, как эти вопросы регламентированы в Кодексе.

  — Согласно Кодексу, распределению будут подлежать те, кто учился за бюджетные средства, но при условии, что они проучились не менее половины всего срока учебы. Так, если студент проучился в университете 2,5 года за бюджетные средства (общий срок обучения — 5 лет), то такой студент будет подлежать распределению.

 Следует отметить, что Кодекс вступит в силу с 1 сентября 2011 года, то есть, новые правила будут распространяться на тех студентов, кто будет распределяться после этой даты при условии, что они проучились в учреждении образования за бюджетные средства не менее половины общего срока обучения. Срок отработки после окончания вуза для поступивших на общих основаниях — 2 года, при целевом обучении — 5 лет. Расширен перечень оснований для невозвращения средств, затраченных на обучение, например, если наниматель нарушает законодательство о труде, условия коллектив­ного или трудового договора. Кодексом предусмотрен отпуск студентам для прохождения воинской службы, после чего в течение года можно восстановиться в тот же вуз.

 — Расскажите о нововведениях, включенных в Кодекс, связанных с дисциплинарной ответственностью обучающихся.

 — Определены основные права и обязанности обучающихся, их ответственность, а также ответственность родителей и представителей несовершеннолетних. Достаточно полно регламентированы вопросы дисциплинарной ответственности обучающихся. Устанавливается возраст, с которого можно привлечь к такой ответственности (14 лет на момент совершения дисциплинарного проступка, для лиц с особенностями психофизического развития — 17 лет). Определены основания для привлечения к дисциплинарной ответственности обучающихся лиц. К ним относятся опоздания или неявка без уважительных причин на учебные занятия, курение, распитие спиртных напитков и иные нарушения дисциплины. Предусмотрены виды дисциплинарных взысканий — предупреждение, выговор, отчисление (возможно только с 16 лет). Определена правовая основа для защиты прав не только учащихся, но и педагогических работников (за оскорбление преподавателей могут быть применены меры дисциплинарной ответственности).

 — Какие еще новшества отражены в Кодексе?

 — Документом урегулирован порядок предоставления обучающимся отпусков, которые подразделяются на академический отпуск, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и отпуск для прохождения военной службы.

 Определены чёткий перечень документов об образовании и об обучении, а также потребности выдачи документов об образовании особого образца (с отличием или с награждением медалью). Преду­смот­рен новый документ об образовании — диплом исследователя, который будет выдаваться лицам, успешно закончившим обучение в аспирантуре (адъюнктуре).

 — Антон Иванович, в Основных положениях Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы определено, что реформирование белорусской системы образования завершено. Назовите первоочередные задачи в сфере образования.

 — За следующие пять лет предусматривается обновить содержание и повысить качество образования, чтобы создать школу, откуда выходит интеллектуальная молодежь, владеющая информационными технологиями и иностранным языком, гибкую систему подготовки и переподготовки кадров в соответствии с потребностями инновационного развития. Одним из важных направлений является интеграция национальной системы образования в единое Европейское пространство высшего образования, присоединение к Болонскому процессу, участниками которого в настоящее время являются 48 стран, создание национальной системы оценки качества образования с учётом международных требований.

 Как основополагающий законодательный акт, Кодекс Республики Беларусь об образовании позволит решить ряд взаимосвязанных задач. Это, прежде всего, создание единого механизма правового регулирования и реализации правовых предписаний в образовательной сфере через систематизацию и упорядочение норм права, сокращение количества действующих в этой сфере нормативных актов, устранение противоречий и дублирования, повышение до законодательного уровня регулирования части отношений в сфере образования.

 Вопросы задавала  Ольга  Мыслицкая.