С первых месяцев войны Наркомат связи СССР уделял большое внимание обеспечению Красной Армии, Военно-морского флота и населения почтовыми карточками

Важное значение придавалось художественному оформлению связывающей фронт и тыл почтовой корреспонденции. Согласно «Извещению о порядке приёма и отправления международной и внутренней почтово-телеграфной корреспонденции в военное время» от 8 июля 1941 года, запрещалось «принимать и пересылать почтовые открытки с видовыми сюжетами и наклеенными фотографиями». Таким образом, широкое распространение получила иллюстрированная открытка.

 

В отличие от других видов печатной продукции, выпуск которых в годы Великой Отечественной войны резко упал, издание открыток в 1941-1943 годах почти не отставало от довоенного уровня, и это вполне понятно. Фронту и тылу нужна была действенная и оперативная пропаганда, которую называли третьим фронтом Великой Отечественной. Именно здесь разворачивалась битва за дух народа.

 Первые выпуски почтовых карточек-бланков осуществлялись Экспедицией знаков почтовой оплаты в середине сентября 1941 года. Их сюжеты были насыщены атаками и единоборствами, подчеркивали всенародность борьбы, связь народа с партией, армией, призывали уничтожить противника.

 

В 1941-1942 годах, когда враг стремительно наступал с запада, захватывая все новые города, сминая оборону, уничтожая миллионы советских солдат, была важна уверенность в победе, в том, что фашисты не являются непобедимыми. Огромными тиражами выпускались открытки, призывающие на борьбу с врагом и на поддержку армии тылом: «Вперёд, на Запад!», «Всё для фронта, всё для Победы». Печатались они на протяжении всей войны.

 На фронтовой открытке, адресованной семье Ивана Даниловича Шилько из д. Большая Переспа, эмоциональное воздействие изображения танкистов, идущих под красным знаменем в атаку, усиливает размещенный ниже текст: «Под знаменем Ленина, под водительством Сталина — вперед, за разгром немецких оккупантов и изгнание их из пределов нашей Родины!». Строки его последнего письма оборваны пулей. Он не дожил до Победы три месяца, погиб 11 февраля 1945 года.  

 

Издательством корреспонденции занимались Политотдел Армии и Флота, типографии Управления производственных предприятий Наркомата Обороны СССР, Центральное Управление Военно-почтовой связи. Также привлекалась база крупных центральных издательств: Госкиноиздат, Издательство музея Революции и другие. В едином патриотическом порыве трудились люди самых разных профессий: скульпторы, художники, живописцы, театральные художники, графики, искусствоведы. В издательстве «Окна ТАСС» работало более 130 художников и 80 поэтов. За все время войны в мастерской ни разу не погас свет. Продукция издательства была грозным идеологическим оружием. Недаром министр пропаганды фашистской Германии Геббельс заочно приговорил к смертной казни всех, кто имел отношение к ее выпуску: «Как только будет взята Москва, все, кто работал в «Окнах ТАСС», будут висеть на фонарных столбах».

 Различными издательствами был выпущен цикл открыток с документальными фотографиями, посвященными различным родам войск: саперам, танкистам, лётчикам. Это могли быть боевые самолеты во время полета, колонны боевой техники на марше, бойцы, идущие в атаку. Среди почтовых сообщений сенненца Александра Филатовича Баталко есть несколько открытых писем с эпизодом боя в действующем флоте и надписью «Краснофлотцы-зенитчики ведут огонь по фашистским стервятникам».

 Один из популярных мотивов — обращение к прошлому, к славе минувших поколений, опора на авторитет легендарных полководцев Александра Невского, Суворова, Кутузова, героев гражданской войны.

 

Их именами назывались ордена, снимались фильмы, а открытки с их изображениями и знаменитыми изречениями выпускались большими тиражами. В Сенненском районном архиве хранятся фронтовые письма наших земляков. На одном из них под официальной цитатой И.В. Сталина «Мы можем и должны очистить советскую землю от гитлеровской нечисти» размещено изображение А. Невского и его знаменитая фраза «Кто с мечом к нам вой­дет, от меча и погибнет!». В этих весточках с фронта, приближая победу, воины писали родным на Сенненщину: «Я буду бить врага до последних сил…», «Верю, что расквитаемся с фрицами», «Мама, немчура бежит от нас, мы им зубы переломали»… 

 Разве думал фронтовик Петр Богданов из д. Беленево, что его письмо на почтовом бланке с лирическим изображением солдата с фотографией любимой девушки в руках окажется в музее? Проникновенные строки стихотворения под рисунком помогают понять, что чувствовал боец, идя навстречу смерти.

 В годы Великой Отечественной войны была выпущена серия почтовых открыток, приуроченных к знаменательным датам и праздникам. Среди почтовых сообщений уроженцев Сенненщины — бланки с изображениями, посвященными 25-летию Октябрьской революции. Это событие занимало особое место в сознании каждого советского человека и являлось частью коммунистической пропаганды и государственной идеологии. Поэтому подобные иллюстрации служили для поднятия морального духа бойцов и тружеников тыла.

 

Для всех тех, кто встречал Новый год в окопах, или тех, кто их ждал в тылу, новогодние открытки были одним из способов поделиться своим теплом с близкими. Этот праздник был символом мирной жизни, к которой мечтали вернуться все, и внушал надежду на то, что в новом году война закончится, и враг будет разбит. Новогодние иллюстрации «С Новым 1944 годом!» — на почтовых сообщениях красноармейца Федора Кособуцкого из города Сенно.

 За время Великой Отечественной войны Новый год наступал четыре раза. Каждый давал повод для надежды. К концу декабря 1941 года немцев отбросили от Москвы более чем на 100 км. Красная Армия трудно, но уверенно шла к своей первой крупной победе над агрессором. Через год в окруженном советскими войсками Сталинграде  оказалась безнадежно заперта целая немецкая армия. В конце декабря 1943 года Германия не только полностью утратила стратегическую инициативу, но и потеряла большую часть захваченной советской территории. А Новый 1945 год Красная Армия встречала уже намного западнее советской границы.   

 Почтовые карточки Великой Отечественной — свое­образная художественная летопись времен военного лихолетья, обращение к героическому прошлому наших предков.

 Эту печатную продукцию можно назвать солдатами: они били точно в цель, формируя общественное мнение, создавая четкий негативный образ врага, сплачивая ряды советских граждан, рождая необходимую для войны эмоцию: гнев, ярость, ненависть, и в то же время любовь к семье, которой угрожает враг, к Родине.  

 Принять участие в проекте «Путь к Победе. Фронтовые письма» могут все граждане, имеющие в домашнем архиве письма времен Великой Отечественной войны в целях увековечения памяти о родственниках — уроженцах Сенненщины.

 Материалы можно предоставить по адресу: ­г. Сенно, ул. Советская, 13. Сенненский историко-краеведческий музей, либо прислать копии документов с информацией об авторе письма на электронный адрес: muzey.senno@tut.by

 Бронислава ЖЕЛТОБРЮХОВА,

 главный хранитель фондов музея;

 Татьяна БУРАКОВА,

 корреспондент.