Богушевск: легенды и факты

 Городской поселок Богушевск возник благодаря строительству в 1899 – 1902 годах железной дороги Витебск-Жлобин.

 При проектировании участка Витебск-Орша было решено построить промежуточную станцию. Местом для ее строительства выбраны земли, что территориально относились к Серокоротнянской (центр — село Серокоротня, ныне деревня Лучезарная Богушевского сельсовета) волости Оршанского уезда Могилевской губернии.

 Считается, что землю под строительство станции передал Дмитрий Богушевский, при этом поставив условие, что станция должна называться в честь его жены — Богушевская. Однако это больше смахивает на красивую легенду чем на правду. Ведь логично напрашивается вопрос: почему в названии использована фамилия Богушевского, а не имя или девичья фамилия его жены? Скорее всего, когда у жителей близлежащих населенных пунктов спрашивали, чьи это земли, они отвечали — Богушевского.  В результате за местностью закрепилась его фамилия. А поскольку слово станция женского рода, то она получила название — Богушевская. На сегодняшний день, сам факт передачи земли под станцию документально не подтверждён. Для этого необходим доступ к архивам, связанным со строительством железной дороги Витебск-Жлобин.

 А что известно из доступных источников. Согласно данным алфавитного списка землевладельцев, опубликованным в третьем томе «Опыта описания Могилевской губернии» (Могилев, 1884), полковник Дмитрий Васильевич Богушевский с 1862 года владел имением Песочанка Серокоротнянской волости (ныне деревня в Богушевском сельсовете). В ряде публикаций (к примеру – https://www.proza.ru/2011/08/29/727) можно прочесть, что Д. В. Богушевский владел землями в деревнях Королино, Тесы, Застенки, Худалеи, Ског, Бугаи, Серокоротня, Дерюги, Мешки, Песочанка, Навязки, Луг, Ворошилы. Однако это также документально не подтверждено. Дмитрий Богушевский умер в 1903 году и был похоронен на кладбище деревни Худолеи (ныне Рыбное Богушевского сельсовета), о чем свидетельствует сохранившийся надгробный памятник.

 Движение по железнодорожному участку Витебск-Жлобин со станцией Богушевская было открыто 24 декабря 1902 года. Позже он был включен в состав Риго-Орловской железной дороги. Согласно «Памятной книжке Могилевской губернии на 1903 г.» (Могилев, 1903) первым начальником станции Богушевская был Иван Пукинский, а его помощником — Афанасий Еремеев.

 Постепенно вокруг станции стали селиться люди. В издании «Список населенных мест Могилевской губернии» (Могилев, 1910) сообщается, что в 1910 году здесь уже было 5 дворов, проживало 43 мужчины и 39 женщин. С каждым годом поселение вокруг станции росло. В 1915 году здесь была построена лесопилка. До Октябрьской революции она принадлежала человеку по фамилии Уринсон.

 Вплоть до начала 2000 годов официальной датой основания Богушевска считался 1902 год, т.е. год начала движения по железной дороге Витебск-Жлобин. В 2002 году городской поселок отметил свое столетие. К юбилею в «Голасе Сенненшчыны» была опубликована статья «Всё, что видим кругом, создавалось трудом славных жителей нашего края». Это был последний юбилей, где за дату основания принимается 1902 год.

 Сегодня официальной датой считается 1879 год. Впервые эта дата появилась в 1973 году. В районной газете, которая тогда назвалась «Ленінская іскра», 30 января была опубликована статья М. Зубович «У нашым пасёлку», в которой отмечалось: «Багушэўск, як пасёлак гарадскога тыпу, вырас толькі пры Савецкай уладзе, хаця датай яго ўзнікнення лічаць 1879 год». Другие исторические сведения статья не содержит. Отсутствуют они и в статье про Богушевск, опубликованной во втором томе «Беларускай савецкай энцыклапедыі» (Мінск, 1970). Однако после 1973 года все менятся. В первом томе энциклопедии «Беларуская ССР: кароткая энцыклапедыя (Мінск, 1978)» сообщается, что Богушевск «у 19 ст. вядомы як фальварак Багушэўка, дзе ў 1854 – 84 працаваў бровар». В дальнейшем все энциклопедии, справочники, а также журналисты переносят в свои статьи дату — 1879 год, а также исторические сведения. Это продолжается вплоть до 1998 года. 8 мая «Голас Сенненшчыны» опубликовал статью И. Лазуки «Стары сшытак». Материалы для публикации были представлены председателем Богушевского поселкового совета Анатолием Мергурьевым, на основании записей, сделанных учителем географии Геннадием Цветковым более тридцати лет назад (конец 1960 – начало 1970 годов), т.е. почти в одно время с вышеупомянутыми статьями. Согласно им, возле каплички святого Маковея в 1879 году поселились Заборовский, Гозин и Реут — основатели Богушевска. В 2013 году вышел очерк «И я отсюда родом» Минск, 2013), рассказывающий о Богушевске. Его авторы, ссылаясь на статью И. Лазуки, датой основания указали 1839 год. Так возникла «вторая версия» возникновения Богушевска. Скорее всего, благодаря  описке, которая была допущена не самими авторами, а в типографии — такое, к сожалению, случается часто. После выхода данной книги, во всех дальнейших публикациях как в районной газете, так и в Интернете рассказывается о «двух версиях» возникновения Богушевска и о двух датах основания 1839 и 1879 годах.

 В 2003 году была опубликована книга «Памяць: Гісторыка-дакументальная хроніка Сенненскага раёна» (Мінск, 2003).  В ней представлена официальная версия возникновения Богушевска, основанная на публикациях в районной газете за 1973 и 1998 годы. Если верить, то «першыя жыхары тут пачалі сяліцца дзякуючы «каплічцы Макавея». Каля гэтай каплічкі праходзіла дарога Сянно-Віцебск. У час царкоўных свят з Серакаротні (цяпер в. Лучазарнае) да каплічкі прыязджаў святар і на набажэнствы збіралася многа сялян з навакольных вёсак». Правда, дата строительства «каплічкі Макавея» не называется. Но… Станция Богушевская, согласно «Списку населенных мест Могилевской губернии» (Могилев, 1910) относилась к Кичинскому приходу, а не Серокоротнянскому, поэтому к капличке должен был приезжать священник из Кичино. Да и «Каплічка» находилась в нескольких километрах от станции. В этой связи его нельзя считать поселением (если оно на самом деле возникло), каким-то образом связанным с поселением, возникшим возле станции после 1902 года. Далее в книге «Памяць» читаем: «некалькі прадпрымальных людей вырашылі ў 1879 г. тут пасяліццца, каб весці гандаль. Забароўскі адкрыў карчму, Гозін – заезны дом, Рэут – магазін. Іх можна лічыць заснавальнікамі Багушэўска».

 Документальных подтверждений о существовании данных торговых объектов найти не удалось. Отсутствуют данные фамилии и в списке землевладельцев. Возможно эти люди были первыми поселенцами, но после 1902 года. 

 «У XIX ст. Багушэўск вядомы як фальварак. У 1854–1884 гг. працаваў бровар. Галоўным піваварам быў латыш Рэут», читаем в книге «Памяць». В первом томе энциклопедии «Беларуская ССР: кароткая энцыклапедыя» (Мінск, 1978) даже приводится название фольварка — «Багушэўка». Однако, согласно «Списку населенных мест Могилевской губернии» (Могилев, 1910) в Серокоротнянской волости не было фольварка с таким названием. В отличии от Старосельской волости Оршанского уезда, где было имение Богушевка. Сегодня это деревня Богушовка в Шкловском районе Могилевской области. Видимо, кто-то, благодаря созвучию, отнес поселение, возникшее возле станции с данным населенным пунктом. Позже данная ошибка была растиражирована. Ещё одним маркером для даты основания Богушевска принято считать винокурню (бровар) Реута. Согласно «Статистико-экономическому обзору местностей, тяготеющих к железным дорогам Санкт-Петербургского района, (С.-Петербург, 1912) в 10 и 13 верстах (1 в. = 1,0668 км) от станции Богушевская находились две винокурни, в том числе и Реута. Интересна и дата начала его работы – 1854 г.,тогда как  само поселение возникло 1879 г. Получается 25 лет он в чистом поле работал или дата основания поселка древнее. Следовательно, винокурня Реута не имеет отношения к Богушевску.

 Таким образом, дата — 1879 год возникла благодаря двум публикациям в районной газете и документально не подтверждена. В отличии от 1902 года, когда известна точная дата – 24 декабря. Все выше упомянутое вообще ставит под сомнение существование поселения до строительства станции. В «Статистико-экономическом обзоре местностей, тяготеющих к железным дорогам Санкт-Петербургского района» (С.-Петербург, 1912) указывается, что станция Богушевская возникла в болотистой и лесной местности, т.е, ни о каких поселениях речи не идёт.

 Пролить свет на данный вопрос мог бы «План расположения путей и зданий на станции Богушевская. Калька», выявленный автором в фондах Российского государственного исторического архива. Однако, чтобы ознакомится с ним, нужно либо посетить сам архив, либо оплатить изготовление электронной копии плана.

 Но, даже если предположить, что вокруг станции были поселения, то их дату основания нельзя считать за дату основания Богушевска. Новолукомль возник благодаря строительству ГРЭС вблизи деревни Лукомоль, но город не считает за дату своего основания первое упоминание одного из самых древних поселений в Беларуси. Город Барановичи появился благодаря строительству Московско-Брестской железной дороги в окрестностях д. Барановичи (основана в 1627 г.). Несмотря на то, что город получил название от деревни, его датой основания считается 1871 год, когда началось движение по участку железной дороги Смоленск — Брест-Литовский. Датой основания города Осиповичи считается 17 ноября 1872 года — начало движение по участку Либаво-Роменской железной дороги со станцией Осиповичи. В последствии город получил свое название от одноименной деревни, расположенной в двух километрах от станции. Примеров такого рода достаточно много, их можно приводить и приводить. Главное, что все они свидетельствуют в пользу того, что истинной датой возникновения Богушевска необходимо считать 1902 год.

 Сразу после этого станцию и поселение вокруг нее пытались переименовать. Так, Витебский уездно-городской исполком обратился в Президиум ЦИК БССР з предложением переименовать станцию и поселение в станцию и поселок Ульяново. После смерти В.И. Ленина по всей стране началась волна переименований в честь вождя пролетариата. Однако ЦИК БССР отклонил данное ходатайство. За время своего существования станция Богушевская несколько раз меняла свою административно-территориальную принадлежность. После образования 1 января 1919 года ССРБ Могилевская губерния, а вместе с ней и Серокоротнянская волость вошли в состав Белоруской республики. Однако, в феврале 1919 года Могилевская, Смоленская и Витебская губернии вновь вернулись в состав РСФСР. В результате ликвидации Могилевской губернии в июле 1919 года Серокоротнянская волость вошла в состав новообразованной Гомельской губернии. Однако в сентябре 1919 года она была передана в состав Витебского уезда Витебской губернии. В 1923 году в Витебской губернии было проведено районирование, в результате которого были значительно укрупнены волости и уезды губернии. Станция Богушевская вошла в состав Высочанской волости. После возращения восточно-белорусских территорий в состав БССР и проведение районирования Белорусской республики в составе Оршанского округа был организован Богушевский район. Его центром стала станция Богушевская.

 Вплоть до 1925 года поселение и сама станция не разделялись, что подтверждено документально. Лишь 15 июля 1935 года поселение вокруг станции официально получило статус местечка и название Богушевск, т.е. достоверно известна дата возникновения современного названия. 27 сентября 1938 года Богушевск стал городским поселком. Богушевский район существовал в 1924–1931 и 1935—1960 годах. 20 января 1960 года городской поселок Богушевск вошел в состав Сенненского района. После этого административно-территориальная принадлежность городского поселка больше не менялась.

 Александр Барановский,

аспирант Института

истории НАН Беларуси.

Фото взято из открытых источников.