Расширение сотрудничества выгодно и Беларуси, и Латвии

Александр Лукашенко предлагает серьезно расширить сотрудничество между Беларусью и Латвией.  Об этом глава государства заявил на встрече с премьер-министром Латвии Кришьянисом Кариньшем.

Александр Лукашенко подчеркнул, что еще во времена Советского Союза экономические связи двух стран были очень сильными, однако многое утеряно за последние годы. «Мне действительно приятно видеть вас с вашими коллегами в Минске. Очень надеюсь, что для вас это не чужой город, точно так, как для меня столица нашей дружественной Латвии. Как бы там ни было, что бы мы ни говорили или кто-то, все-таки мы были частью некогда большой страны. У нас были не просто дружеские, а близкие отношения. Наши экономические связи были очень сильны, — отметил он. — Многое мы утеряли за последние годы. Но важно не столько смотреть назад, сколько обращать свое внимание и взор вперед. И в этом плане наметилось много направлений сотрудничества между Беларусью и Латвией».

 «В отличие от других балтийских государств фон хороший сотрудничества между нашими странами. Я полагаю, что нам надо воспользоваться этим моментом и серьезно расширить наше сотрудничество. Тем более, что от его расширения мы видим большую выгоду (если говорить об экономике) как для Латвии, так и для Беларуси», — подчеркнул Александр Лукашенко.

 Глава государства заявил, что белорусская сторона серьезно готовится к его визиту в Латвию. «Спасибо всем вам и вашим коллегам за приглашение посетить эту дружественную нам страну. Ваш визит в Минск я рассматриваю как серьезный этап подготовки договоренностей, которые могут быть окончательно утверждены во время моего приезда в Ригу», — отметил белорусский лидер.

 В целом Президент заявил о готовности ответить на любые вопросы и предложил премьер-министру откровенно обсудить все интересующие темы. «Надо обсудить все вопросы, чтобы мы четко, искренне, откровенно шли на сотрудничество друг с другом. Чтобы потом не упрекать один другого и не преодолевать барьеры, которые мы можем создать в случае, если мы не договоримся, не обсудим те или иные проблемы сегодня», —сказал белорусский лидер.

 Товарооборот между Беларусью и Латвией в 2018 году составил $582,7 млн, что почти на 33% больше по сравнению с уровнем 2017 года. Экспорт — $485, 6 млн, импорт — $97,1 млн. В январе-ноябре 2019 года товарооборот составил более $460 млн, при экспорте в $377,5 млн.

 Экспорт услуг в 2018 году составил $188,2 млн, а по итогам января-октября прошлого года — $136,6 млн.

 За 2018 год в экономику Беларуси привлечено инвестиций из Латвии в объеме $107,5 млн, в том числе прямых — $82,1 млн. В январе-сентябре 2019 года — $68 млн, включая $53,6 млн прямых.

 На территории Беларуси работают 585 предприятий с участием латвийского капитала — в сферах торговли, услуг, деревообработки, фармацевтики. Действует двусторонняя межправительственная комиссия по экономическому и научно-техническому сотрудничеству, совет делового сотрудничества, смешанная комиссия по международному автомобильному сообщению, рабочая группа по транспорту.

 О возможности поставок нефти в Беларусь через латвийские порты

 Кариньш подтверждает возможность поставок нефти в Беларусь через латвийские порты. Об этом он заявил после встречи с Президентом Беларуси Александром Лукашенко. «Говоря об экономических отношениях, транспорт, логистика — самый логичный путь (для их развития. — Прим. БЕЛТА), где у нас уже присутствуют отношения», — подчеркнул глава правительства Латвии. По его словам, латвийская сторона видит большое пространство для развития сотрудничества. «С одной стороны, можно экспортировать из Беларуси через латвийские порты нефтепродукты. Но можно обсуждать и другую возможность — импорт нефти со всего мира через Латвию в Беларусь. Мы обсуждаем уже такие возможности. Конечно, компаниям нужно исследовать этот вопрос, потому что бизнес должен быть взаимовыгодным. Здесь мы видим большие возможности для Латвии и Беларуси», —заявил Кришьянис Кариньш.

 Отвечая на уточняющий вопрос о том, когда возможно достижение подобных договоренностей, премьер-министр сказал: «Этот вопрос следует задавать компаниям. Что касается правительства, оно в высшей степени заинтересовано в развитии бизнес-возможностей. Здесь вопрос практический. Нужно общаться с терминалами, железнодорожными компаниями, которые будут обеспечивать эти поставки».

 «Что касается позиции Латвии, мы заинтересованы в более долгосрочных отношениях. В таком случае возможно планировать бизнес, и это позволяет понижать цены, а это хорошо для всех вовлеченных сторон», — добавил Кришьянис Кариньш.

 Кришьянис Кариньш в целом подчеркнул, что для латвийского правительства крайне важно работать над улучшением отношений с Беларусью и делать их более прочными. «Мы считаем, что существует очень большой потенциал для того, чтобы эти отношения сделать еще лучше как на политическом, так и на экономическом уровне», — отметил он.

 Накануне визита в Минск премьер-министра посол Латвии в Беларуси в интервью БЕЛТА заявил, что транзит нефтепродуктов ведется давно, и здесь есть стабильные традиции и хорошие связи. «Вопрос так называемых реверсных, или альтернативных, поставок нефти не нов в наших отношениях, эта тема появилась не в декабре минувшего года или в январе этого. Это вопрос, который в какой-то степени мы обсуждаем постоянно. Латвийское министерство транспорта 3 января подтвердило, что всегда готово участвовать, если будут проекты по альтернативным поставкам нефти, — сказал он. — Что касается нефтепродуктов, то это отработанная схема белорусско-латвийского сотрудничества с хорошими результатами. Это традиционная отрасль, где две страны эффективно взаимодействуют».

 В 2019 году экспорт нефтепродуктов через латвийские порты в Беларусь по железной дороге составил 3,7 млн т. Это показывает, что отрасль является стабильно развивающейся, с большими объемами. В основном задействованы главные порты Латвии (Вентспилс, Рига, немного Лиепая), где есть необходимые технические возможности, глубина акваторий портов.

 Важный игрок в этой области сотрудничества — Латвийская железная дорога. Руководитель Латвийской железной дороги в декабре минувшего года в Минске встречался с белорусскими коллегами и обсуждал перспективы развития связей.

 Правительство Беларуси продолжает отрабатывать схему альтернативных поставок нефти, изучаются все возможные варианты. Первый вице-премьер Дмитрий Крутой 14 января рассказал журналистам: «Мы разослали соответствующие коммерческие предложения. Все коммерческие службы наших заводов, Белорусской нефтяной компании находятся на переговорах практически в ежедневном режиме. Думаю, здесь мы тоже скоро получим альтернативные варианты поставки конкретной нефти. Все возможные страны: и Украина, и Польша, и страны Балтии, и Казахстан, Азербайджан».

По материалам БелТА.