Комитет государственного контроля Витебской области изучил, насколько эффективно в регионе расходуются средства фонда социальной защиты населения на реализацию мероприятий по стимулированию трудовой активности безработных

 Комитет государственного контроля Витебской области изучил, насколько эффективно в регионе расходуются средства фонда социальной защиты населения на реализацию мероприятий по стимулированию трудовой активности безработных.

 Для безработных предусмотрена государственная поддержка в виде субсидий для организации предпринимательской деятельности. Обязательным условием господдержки является осуществление предпринимательской деятельности более 6 месяцев в течение 12-месячного периода со дня государственной регистрации. Однако зачастую бюджетная субсидия рассматривается гражданами, не как стимул для организации предпринимательства, а в качестве краткосрочного дополнительного дохода. Отдельные лица, получившие средства из бюджета, после регистрации предпринимательскую деятельность не осуществляют, налоги в бюджет не уплачивают, средства субсидии расходуют на личные нужды, и после исполнения обязательств по предоставленным субсидиям принимают решения о ликвидации.

 Справочно. В Витебской области за 2016-2018 гг. было выдано 642 субсидии на сумму 1,4 млн. рублей. За этот период прекратили деятельность либо не выполнили договорные условия господдержки 115 человек, в результате были неэффективно израсходованы средства ФСЗН свыше 200 тыс. рублей.

  Условия получения субсидии предполагают, что не выполнившие условия господдержки граждане, обязаны возвратить в бюджет полученные средства. Однако происходит подобное далеко не всегда, так как этот процесс является затруднительным, поскольку средства субсидии уже потрачены, а предпринимательская деятельность не налажена.

 Например, в Городокском районе гражданин зарегистрировал в 2016 году крестьянско-фермерское хозяйство, намереваясь осуществлять деятельность по выращиванию овощей, и за счет субсидии (2,5 тыс. руб.) приобрел соответствующее оборудование. Однако, фактически КФХ к осуществлению предпринимательской деятельности не приступало, налоги в бюджет не уплачивало, и в конечном итоге было ликвидировано. Более того, в управление по труду райисполкома гражданином были предоставлены недостоверные сведения об осуществлении деятельности. В результате меры по возврату субсидии уполномоченным органом не принимались, средства в бюджет не возмещены.

 В Верхнедвинском районе безработному была предоставлена субсидия 2,7 тыс. руб. для организации грузовых перевозок, которые были направлены на ремонт личного автомобиля. Несмотря на то, что гражданин не приступил к предпринимательской деятельности в течение последующего года, местное управление по труду не приняло мер к возврату субсидии. Только по предложению КГК субсидия была возвращена гражданином в бюджет в полном объеме.

 Для организации предпринимательской деятельности безработными, как правило, самостоятельно составляются бизнес-планы развития, которые содержат заведомо невыполнимые показатели и не учитывают риски предпринимательства. Вместе с тем не задействован такой резерв, как помощь инкубаторов малого предпринимательства, которые могли бы оказывать содействие в разработке реальных бизнес-планов и помогать развивать хозяйственную деятельность на начальном этапе.

 По информации Комитета государственного контроля Республики Беларусь.