Педагог-психолог Сенненской школы №1: главная причина детского суицида кроется в жестокости со стороны родителей

Ежегодно 10 сентября Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), при поддержке Международной ассоциации по предотвращению самоубийств, проводит Всемирный день предотвращения самоубийств.

     О том, как предотвратить детский суицид, читателям «ГС» рассказывает педагог-психолог СШ №1 г.Сенно Майя ПАВЛОВСКАЯ.

     — Майя Степановна, что говорят специалисты о причинах детского суицида?

     — Чаще всего нет какой-либо одной причины, из-за которой человек, в том числе и ребёнок, лишает себя жизни. Однако существует ряд факторов риска, увеличивающих вероятность попыток суицида. Наиболее важный среди них — ощущение безнадёжности, когда уход из жизни рассматривается как единственный способ решения своих проблем. Соматические (не связанные с психической деятельностью) болезни, особенно вкупе с депрессией, также увеличивают риск суицида. В значительной степени увеличивается риск самоубийства у тех, кто уже предпринимал попытку добровольного ухода их жизни, а также, если случаи суицида встречались среди родственников. Склонные на такой страшный шаг и люди, живущие в социальной изоляции, имеющие мало близких друзей, не получающие эмоциональной поддержки.

     Главная причина именно детского суицида, как показывают исследования, кроется в жестокости со стороны родителей, которая может проявляться даже во внешне благополучных семьях.

     Среди наиболее типичных мотивов суицидального поведения у подростков можно назвать переживание обиды, отчуждённости; невозможность быть понятым. Серьёзным мотивом является также утрата родительской любви (неважно действительная или мнимая). Мысли о суициде вызывают переживания, связанные со смертью, разводом родителей. Мотивами суицидального поведения могут быть чувство вины, стыда, угрызения совести, оскорблённое самолюбие, боязнь позора, насмешек, унижения, страх наказания, любовные неудачи, беременность у девочек… Этот список можно продолжать.

     Кроме того, в последнее время в интернете появились опасные сообщества, которые провоцируют суициды среди несовершеннолетних: «Синий кит», «Тихий дом», «Разбуди меня в 4.20», «Рина», «Хочу поиграть». Они представляют собой некое подобие игры, в финале которых дети должны совершить самоубийства.

     — Как же уберечь своё чадо от этого смертельного негатива?

     — Нужно более внимательно относиться к своим детям. Ребёнок не должен чувствовать себя одиноким и брошенным. Он должен искать защиту у родных, а не бродить по Сети в поисках различных групп, которые могут оказаться деструктивными. Специалисты отмечают, что в них ввязываются те дети, которые переживают на данный момент какие-то душевные муки.

     Родителям подростков стоит проверять, в каких группах в соцсетях состоят их дети. Если ребёнок внезапно стал замкнутым, не выпускает телефон из рук и очень много сидит в интернете, в особенности ночью, то следует обсудить с ним происходящее. Если подросток не высыпается, даже когда рано ложится спать, нужно проследить, спит ли он в ранние утренние часы. Насторожить родителей должно и то, если их сын или дочь рисуют бабочек, китов, единорогов; состоят в группах, содержащих в названии: «Киты плывут вверх», «Разбуди меня в 4.20», «Тихий дом», «Рина», «f57», «F58», «Море китов», «Няпока», хэштеги: #домкитов, #млечныйпуть, #хочувигру; переписывается в вайбере с незнакомыми людьми, которые дают странные распоряжения.

     — Как нужно вести себя с подростком, склонным к суициду?

     — Если подросток решил разделить с вами свои проблемы, не отталкивайте его, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией. Если чувствуете в ребёнке суицидальные наклонности, не игнорируйте этого, но и не предлагайте того, что не в состоянии сделать. Просто дайте знать, что хотите ему помочь. Сохраняйте спокойствие и не осуждайте подростка, не зависимо от того, что он говорит. Говорите с ним искренне и постарайтесь определить, насколько серьёзна угроза. Постарайтесь узнать, есть ли конкретный план действий у склонного к суицидальному поведению подростка, его наличие – это знак реальной опасности.

     Убедите подростка, что есть люди, специалисты, к которым  можно обратиться за помощью. Не предлагайте упрощённых решений. Дайте понять, что хотите поговорить о его чувствах, что не осуждаете его за эти чувства. Помогите понять, что сильный стресс мешает полностью осознать происходящее, ненавязчиво посоветуйте, как найти какое-либо решение и управлять кризисной ситуацией. Помогите найти людей и места, которые смогли бы снизить пережитый стресс. При малейшей возможности действуйте так, чтобы несколько изменить внутреннее состояние ребёнка. Помогите ему понять, что чувство безнадёжности не будет длиться вечно.

 Татьяна БУРАКОВА.     

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *