Более 60% дошкольников нуждаются в логопеде

В настоящее время отмечается  устойчивая тенденция увеличения числа детей с  расстройствами речи. Так, по итогам профилактических осмотров, проведенных специалистами учреждений здравоохранения, установлено, что более 60% дошкольников имеют речевые нарушения различной сложности. По данным Министерства образования Республики  Беларусь, дети с нарушением речи составляют около 80% от общего количества детей с особенностями психофизического развития. Значительный процент речевых нарушений проявляется в дошкольном возрасте, так как этот возраст является сензитивным периодом развития речи. Выявление и устранение нарушений речи в этот период предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на психическое развитие ребёнка. Своевременно начатая целенаправленная коррекционная работа с детьми дошкольного возраста с нарушением речи приводит к значительной компенсации, способствует профилактике трудностей детей при обучении в школе, школьной дезадаптации в целом.

 Все родители, конечно, хотят, чтобы их дети говорили чисто и красиво. Но у  некоторых это выходит естественно, а у других… Как мамы не бьются над этой проблемой, ну не идёт дело. В подобных случаях нужно обращаться к  специалисту. Самостоятельность только ухудшает ситуацию и может навредить ребенку. Время обращения за консультацией к логопеду очень индивидуально. У подавляющего большинства детей процесс овладения звуками заканчивается к 5 годам, на этот возраст и нужно ориентироваться. И, конечно, если в 5 лет ребёнок не выговаривает один-два звука, ему необходима квалифицированная помощь.

 Часто родители обращают внимание на погрешности речи своего ребёнка непосредственно перед его поступлением в школу, тем самым создавая дополнительные проблемы и ему, и себе.

 Достаточно типична ситуация: родители замечают, что их ребёнок не выговаривает те или иные звуки и стараются самостоятельно устранить эти недостатки, часто нанося дополнительный ущерб. Работа над звукопроизношением сложна и требует определенной последовательности. Время постановки звука зависит от индивидуальных особенностей ребёнка и  может длиться по-разному: от месяца до года, а в некоторых случаях и больше.

 Следовательно, нужно вовремя  обращаться к специалисту, который сможет применить необходимые методы и приёмы устранения речевых недостатков, научить правильному произношению легче всего в дошкольном возрасте.

 Сотрудничество учителя-дефектолога с родителями заключается в выполнении последними домашних заданий, направленных на закрепление тех умений и навыков, которые приобретены ребенком на коррекционных занятиях.

 Хочется отметить, что успех коррекционной логопедической работы во многом зависит оттого, насколько добросовестно родители детей относятся к  выполнению домашних заданий учителя-логопеда. Только тесный контакт в работе специалиста и родителей может способствовать устранению речевых дефектов в до­школь­ном возрасте, а значит, дальнейшему полноценному школьному обучению. Правильное, чистое произношение и развитая речь — заслуга, прежде всего, семейного воспитания. И соответственно, напротив, недастаточное внимание к речи детей нередко становится главной причиной дефектов произношения, невыговаривания или искажения звуков. Устранить такие нарушения, сформировать и закрепить правильную артикуляцию вашему ребёнку помогут логопед и воспитатели детского сада. И всё-таки основную нагрузку в обучении ребёнка правильной речи должны взять на себя родители.

 Общие рекомендации  родителям детей с речевыми нарушениями:

 — систематически и аккуратно выполняйте с ним домашнее задание;

 — занимайтесь ежедневно или через день в доброжелательной, игровой форме;

 — не принуждайте ребёнка к выполнению домашнего задания;

 — вводите поставленные и закреплённые звуки в обиходную речь, вырабатывая у ребёнка навык самоконтроля;

  —  постепенно усложняйте требования к речи ребёнка;

  — не забывайте похвалить ребёнка, если не за успех, то хотя бы за старание;

 — никогда не занимайтесь с ребёнком, если он устал или плохо себя чувствует.

 Последовательность (но не принудительность!), регулярность (не навязчивость!) и методичность (но не скукота!) занятий сделают ваши усилия плодотворными.

 Мы приглашаем родителей к сотрудничеству. На базе УО «Государственный ясли-сад №1 г.Сенно»  оказываются платные дополнительные образовательные услуги: консультирование и коррекция недостатков в речевом развитии детей. По возникшим вопросам обращаться к администрации дошкольного учреждения по телефону 4-11-65.

Ольга Василёнок,

учитель-дефектолог УО «Государственный

 ясли-сад №1 г.Сенно».