Более 60% дошкольников нуждаются в логопеде
В настоящее время отмечается устойчивая тенденция увеличения числа детей с расстройствами речи. Так, по итогам профилактических осмотров, проведенных специалистами учреждений здравоохранения, установлено, что более 60% дошкольников имеют речевые нарушения различной сложности. По данным Министерства образования Республики Беларусь, дети с нарушением речи составляют около 80% от общего количества детей с особенностями психофизического развития. Значительный процент речевых нарушений проявляется в дошкольном возрасте, так как этот возраст является сензитивным периодом развития речи. Выявление и устранение нарушений речи в этот период предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на психическое развитие ребёнка. Своевременно начатая целенаправленная коррекционная работа с детьми дошкольного возраста с нарушением речи приводит к значительной компенсации, способствует профилактике трудностей детей при обучении в школе, школьной дезадаптации в целом.
Все родители, конечно, хотят, чтобы их дети говорили чисто и красиво. Но у некоторых это выходит естественно, а у других… Как мамы не бьются над этой проблемой, ну не идёт дело. В подобных случаях нужно обращаться к специалисту. Самостоятельность только ухудшает ситуацию и может навредить ребенку. Время обращения за консультацией к логопеду очень индивидуально. У подавляющего большинства детей процесс овладения звуками заканчивается к 5 годам, на этот возраст и нужно ориентироваться. И, конечно, если в 5 лет ребёнок не выговаривает один-два звука, ему необходима квалифицированная помощь.
Часто родители обращают внимание на погрешности речи своего ребёнка непосредственно перед его поступлением в школу, тем самым создавая дополнительные проблемы и ему, и себе.
Достаточно типична ситуация: родители замечают, что их ребёнок не выговаривает те или иные звуки и стараются самостоятельно устранить эти недостатки, часто нанося дополнительный ущерб. Работа над звукопроизношением сложна и требует определенной последовательности. Время постановки звука зависит от индивидуальных особенностей ребёнка и может длиться по-разному: от месяца до года, а в некоторых случаях и больше.
Следовательно, нужно вовремя обращаться к специалисту, который сможет применить необходимые методы и приёмы устранения речевых недостатков, научить правильному произношению легче всего в дошкольном возрасте.
Сотрудничество учителя-дефектолога с родителями заключается в выполнении последними домашних заданий, направленных на закрепление тех умений и навыков, которые приобретены ребенком на коррекционных занятиях.
Хочется отметить, что успех коррекционной логопедической работы во многом зависит оттого, насколько добросовестно родители детей относятся к выполнению домашних заданий учителя-логопеда. Только тесный контакт в работе специалиста и родителей может способствовать устранению речевых дефектов в дошкольном возрасте, а значит, дальнейшему полноценному школьному обучению. Правильное, чистое произношение и развитая речь — заслуга, прежде всего, семейного воспитания. И соответственно, напротив, недастаточное внимание к речи детей нередко становится главной причиной дефектов произношения, невыговаривания или искажения звуков. Устранить такие нарушения, сформировать и закрепить правильную артикуляцию вашему ребёнку помогут логопед и воспитатели детского сада. И всё-таки основную нагрузку в обучении ребёнка правильной речи должны взять на себя родители.
Общие рекомендации родителям детей с речевыми нарушениями:
— систематически и аккуратно выполняйте с ним домашнее задание;
— занимайтесь ежедневно или через день в доброжелательной, игровой форме;
— не принуждайте ребёнка к выполнению домашнего задания;
— вводите поставленные и закреплённые звуки в обиходную речь, вырабатывая у ребёнка навык самоконтроля;
— постепенно усложняйте требования к речи ребёнка;
— не забывайте похвалить ребёнка, если не за успех, то хотя бы за старание;
— никогда не занимайтесь с ребёнком, если он устал или плохо себя чувствует.
Последовательность (но не принудительность!), регулярность (не навязчивость!) и методичность (но не скукота!) занятий сделают ваши усилия плодотворными.
Мы приглашаем родителей к сотрудничеству. На базе УО «Государственный ясли-сад №1 г.Сенно» оказываются платные дополнительные образовательные услуги: консультирование и коррекция недостатков в речевом развитии детей. По возникшим вопросам обращаться к администрации дошкольного учреждения по телефону 4-11-65.
Ольга Василёнок,
учитель-дефектолог УО «Государственный
ясли-сад №1 г.Сенно».