В областном комитете госконтроля проверили контролёров…

К зимовке не были готовы

Комитет госконтроля области на очередном заседании  коллегии рассмотрел результаты контрольных мероприятий по выполнению поручения Президента Республики Беларусь по вопросу наведения надлежащего порядка на мехдворах и животноводческих фермах, а также готовности животноводческих ферм к зимне-стойловому содержанию скота.

Коллегия отметила, что местными исполнительными и распорядительными органами области принимаются определенные меры по обеспечению выполнения данного поручения Главы государства. В сельскохозяйственных организациях области в текущем году проведена значительная работа по наведению и поддержанию надлежащего порядка на производственных объектах.

Вместе с тем, как установлено контрольными мероприятиями, проведенными в октябре текущего года в 5 районах области, вследствие непринятия действенных мер руководителями сельхозорганизаций, отсутствия должного контроля со стороны соответствующих районных служб, практически во всех обследованных сельхозорганизациях поручение не было выполнено в полном объеме.

На части территорий обследованных производственных объектов своевременно не уничтожалась сорная растительность, не убирался мусор, в отдельных местах территория была захламлена.

Как показали результаты обследования, наиболее сложная ситуация в сельхозорганизациях Толочинского, Дубровенского, Шумилинского районов.

В СПК «Плисавица» Браславского района на территории машинного двора, центральной фермы не были обкошены сорняки, был разбросан металлолом. В СПК»Буевщина» Шарковщинского района на территории мехмастерской были разбросаны узлы и детали от списанной техники, шины, не была обкошена сорная растительность, не был убран строительный мусор, сельскохозяйственная техника была беспорядочно расставлена по всей территории. Добавим, что всем желающим предлагается спецтехника в аренду в московской области. В СПК «Синегорское» Сенненского района на территории машинного двора был разбросан металлолом, шины, не была обкошена сорная растительность, не был убран строительный мусор.

Вышеизложенное свидетельствует, что со стороны райисполкомов не были приняты необходимые меры по безусловному выполнению поручения Главы государства,  предписывающего навести надлежащий порядок на механизированных дворах и животноводческих фермах.

В ходе контрольных мероприятий за выполнением данного поручения Президента страны в каждом из обследованных хозяйств установлены факты ненадлежащей подготовки ряда животноводческих помещений к зимне-стойловому содержанию скота. Более того, в четырех хозяйствах на день посещения велись работы по ремонту  6 животноводческих помещений, при этом скот из этих помещений находился в выгулах и на пастбищах.

Так, в СПК «Матюши» Полоцкого района на день посещения (03.10.2010) не была обеспечена готовность ферм к зимне-стойловому содержанию скота. Из 5 обследованных животноводческих помещений в двух были щели в дверных проемах, в двух других не были заделаны окна, в трех помещениях не было дверей.

Комитет госконтроля поручил облсельхозпроду  рассмотреть материалы коллегии и привлечь виновных должностных лиц к ответственности в соответствии с законодательством.

Зарплата производимой продукцией

Проведена проверка открытого акционерного общества «Классика индустрии моды» (далее  —  ОАО «КИМ»).

Отмечено, что ОАО «КИМ» получало значительную государственную поддержку, в том числе на приобретение сырья и материалов для производства. Это позволило обществу, получившему за 2008 год убытки от реализации, выйти в 2009 году на прибыль от реализации, а также сократить размеры чистых убытков.

Вместе с тем, обществом не выполнялись все условия предоставления господдержки в части достижения доведенных показателей деятельности.

Кроме того, установлены нарушения законодательства по уплате налогов. В банк предъявлялись платежные поручения на уплату подоходного налога в суммах меньших, чем суммы удержанного налога от начисленной заработной платы.

Отмечен низкий уровень заработной платы, ежегодная сменяемость до 20% рабочих, специалистов и руководителей. Из-за недостаточности оборотных средств производились ежемесячные выплаты заработной платы (по заявлениям работников) готовой продукцией,  которые составляли от 4% до 7% от начисленного фонда оплаты за месяц.

ОАО «КИМ», испытывая постоянный дефицит собственных оборотных средств и имея задолженность перед отечественными поставщиками сырья, в проверяемом периоде преимущественно использовало импортное сырье, которое приобреталось у российских производителей, а также поставлялось российскими фирмами на давальческих условиях.

Следует отметить, что изготовление продукции из давальческого сырья является менее прибыльным для общества, чем выпуск изделий из собственного сырья. Вместе с тем, доля изделий из давальческого сырья остается значительной. Отмечены факты, когда стоимость пряжи, поставляемой давальцами в качестве оплаты за услуги, была дороже стоимости их давальческой пряжи от 17% до 30%.

Кроме того, при  остром недостатке собственных оборотных средств у общества имелась просроченная дебиторская задолженность предприятий Российской Федерации: на 01.08.2010 она составила 1254 млн руб.

Важным фактором, ограничивающим выпуск современной конкурентоспособной продукции, востребованной на рынках, является высокий уровень износа технологического оборудования. При этом не принимались действенные меры по своевременному вводу в эксплуатацию нового оборудования. Это привело к неэффективному использованию бюджетных средств, выделяемых на приобретение оборудования.

Обществом применялось устаревшее оборудование, которое морально и физически изношено и требует замены. Однако планируемые энергосберегающие мероприятия обществом не выполнялись.

Специалистами РУП «Витебский ЦСМС» в ходе проведения в мае текущего года проверки ОАО «КИМ» установлены нарушения технологической дисциплины отдельными исполнителями, а также недостаточный контроль качества готовой продукции со стороны контрольного мастера. По итогам проверки два человека привлечены к административной ответственности, выдано предписание на устранение нарушений.

Контроль над контролёрами

Проводится целенаправленная работа по координации деятельности контролирующих (надзорных) органов в части обеспечения проведения на плановой основе проверок субъектов хозяйствования области путем формирования координационного плана контрольной (надзорной) деятельности Витебской области на соответствующее полугодие в соответствии с требованиями Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».

При анализе представленных контролирующими (надзорными) органами отчетов об исполнении в первом полугодии 2010 г. координационного плана установлены многочисленные факты нарушения контролирующими и надзорными органами требований законодательства об обязательности начала проверок субъектов хозяйствования в течение календарного месяца, указанного в координационном плане. В отдельных случаях к проведению запланированной проверки контролирующие (надзорные) органы вообще не приступали. При этом предусмотренные законодательством уведомления о внесении изменений в координационный план в части изменения месяца начала проверки или об исключении проверки из координационного плана в Комитет государственного контроля Витебской области не направлялись.

Кроме того, Комитетом государственного контроля Витебской области при проведении на постоянной основе анализа книг учета проверок субъектов хозяйствования области в целях изучения обоснованности назначения проверок контролирующими и надзорными органами, а также соблюдения ими порядка заполнения книг учета проверок, выявлены нарушения, допущенные контролирующими и надзорными органами области.

Основным нарушением явилось неполное внесение в книгу всех предусмотренных записей (вид проверки, номер предписания и дата его выдачи, основания для назначения проверки, дата составления документа по результатам проверки и его наименования, даты окончания проверки, а также подписи проверяющих о начале и окончании проверки).

За допущенные нарушения по требованию Комитета к дисциплинарной ответственности привлечено 31 должностное лицо контролирующих и надзорных органов области, допустивших нарушения при исполнении координационного плана либо при заполнении книг учета проверок.

Руководители контролирующих и надзорных органов предупреждены об их персональной ответственности за соблюдение установленного порядка организации и проведения проверок субъектов хозяйствования и неукоснительное соблюдение требований Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510.

Подготовила  Ольга  Мыслицкая.