6 октября — День архивиста. Архив — служба нужная

Накануне профессионального праздника архивистов мы попросили рассказать читателям газеты о работе этой важной и нужной людям службы заведующую Сенненским районным архивом Любовь Архипову.

 —Любовь Игоревна, раньше архив находился в Орше. Когда Сенненский филиал выделился в отдельную структуру? И с какой целью это сделано?

 — В соответствии с Постановлением  Совета  Министров  Республики  Беларусь № 464 от 26.03.1998 «Об основных направлениях  развития архивного дела и  делопроизводства  в  Республике  Беларусь до 2000 года» и решением  Витебского облисполкома № 427 от 04.09.1998 «О создании  архивов  по  личному составу в 1999-2000 годах в городах и районах области» была создана сеть  районных и городских архивов по личному составу.

 В числе первых, на основании решения  Сенненско­го районного исполнительного комитета №95 от 17.02.1999г. «О создании районного  архива  по личному составу» был создан Сенненский районный архив по личному составу. Руководство и контроль за райархивом в административно-хозяйственном отношении возложено на райисполком, а организационно-методическое руководство осуществляет отдел по архивам и делопроизводству главного управления юстиции Витебского облисполкома. Для   расположения   архива   было   выделено   помещение    по  адресу: ул.Октябрьская, д.116. Цель его создания:  обеспечение сохранности документов субъектов хозяйствования  независимо  от форм собственности,  обеспечивающих соблюдение социально-правовых интересов граждан. В мае 2001 года документы по личному составу Сенненско­го района, хранившиеся в зональном государственном архиве в г.Орше, были переданы в Сенненский районный архив по личному составу, в количестве 157 фондов, 12544 дела за 1944-1968 годы.

 — Какое количество фондов хранится в архиве сейчас?

 — На 01.01.2010 года на хранении в райархиве находится 186 фондов, 19683 дела за 1940-2008 годы. На учете состоят 122 организации, контролируемые  архивом, который осуществляет контроль за соблюдением действующего законодательства по вопросам архивного дела в учреждениях, организациях и предприятиях данного списка.

 — В чём заключается деятельность учреждения?

  — Кроме контроля по обеспечению сохранности документов, также ведётся справочная работа с организациями и совместная разработка нормативно-справочных документов, таких, как инструкция по делопроизводству, номенклатура дел, положение об архивах и, конечно, предоставление документов по личному составу.

 — Какую информацию чаще всего просят предоставить посетители?

  — В основном, это документы по личному составу, справки социально-правового характера для назначения пенсии. Справки выполняются согласно законодательству не позднее 15 дней. Работа осуществляется по принципу «одно окно». Иногда приходят исследователи, которых интересуют какие-то исторические факты.

 — Если люди обращаются за документами, которых нет в Сенненском архиве, какие ваши действия?

  — Все документы социально-правового характера имеются в учреждении. Если архив располагает сведением о месте нахождения тех или иных документов, то направляет данное заявление по принадлежности. Если же организации по каким-то причинам не сохранили документы, то к ответственным лицам этих организаций применяется наказание за сохранность документов, прописанное в Национальном архивном фонде и административном кодексе.

 — Большой ли штат организации, и какие трудности встречают в своей работе архивисты?

 — Штат состоит из двух человек: Светланы Васильевны Василёнок, архивиста I категории,  Любови Игоревны Архиповой, которая с октября 2002 года является заведующей архивом. Трудности в основном связаны с непониманием руководителей, необходимости обеспечения сохранности документов и упорядочения дел личного состава. Много  времени затрачивается на выдачу справок.                                                                                                                       

 Вопросы задавала

 Анна Корсакова,

студентка  МГУ

 им. А.А.Кулешова.