Хранители деревни Мацково

IMG_0091_В деревне Мацково Коковчинского сельсовета когда-то проживало примерно 160 человек. Но шло время. Молодёжь постепенно перебиралась в города, а старшее поколение умирало, и деревня совсем опустела. Из 25-ти хат осталось стоять только три, в одной из которых проживают последние жители деревни — 88-летний Дмитрий Фёдорович Белковский и его 84-летняя жена Любовь Никитовна. Их единственные соседи — престарелые муж с женой — почили ещё год назад и Белковские обитают в селении одни.

Дмитрий Фёдорович — коренной житель Мацково. Здесь родились и жили его отец, дед и прадед.
— По моим подсчётам, — вспоминает Белковский, — деревня лет 230 точно просуществовала. Отцу моему, когда он умер, было 83 года, деду — 85. А про прадеда рассказывали, что он прожил недолго — лет 50.
В школу Дмитрий Фёдорович ходил в Великое Село.
— О, тогда это была очень большая деревня. Там были и школа, и церковь, проходили ярмарки. Помню, как однажды отец взял меня с собой, так я там даже заблудился, — с улыбкой рассказывает сельчанин.
В семье, где рос Дмитрий Фёдорович, воспитывалось семеро детей: трое братьев и четыре сестры. Все ютились в небольшом домике.
— После войны, когда я пошёл в армию, — продолжает Белковский, — отец с братом построили новый, вот этот дом. Да такой огромный: 10 метров в длину, 4 — в высоту и 7 — в ширину. Это настоящий деревенский клуб. А мы теперь с женой зимой горюем. Никак нельзя натопиться. Тепло всё уходит. Благо, что есть чем топить. Много всякого хлама осталось. Соседка бывшая недавно приезжала. У неё купили дрова…
Мацково когда-то входило в состав Алексиничского сельсовета. Недалеко от деревни находилось небольшое селение Лаптево, где располагалась ферма. На ней держали лошадей, телят. Некоторое время Дмитрий Фёдорович работал на этой ферме бригадиром.
С будущей женой познакомился на вечеринке в д.Рындево. Девушка ему сразу понравилась. Влюблённые год встречались и потом справили свадьбу.
Любовь Никитовна родом из д.Догановки. В школу ходила в соседнее Гаврилково. Здание школы когда-то было панским имением. После революции пану пришлось бежать.IMG_0094_
— В школе всё просто сияло, — вспоминает Любовь Никитовна. — Само строение выглядело очень богато. Говорили, что пан, который жил здесь, был хорошим человеком. Наёмные работники на него не обижались. За свой труд они получали сполна. Но во время войны школа сгорела, и деревни той уже нет теперь.
Несмотря на свой весьма почтенный возраст Белковские держат козу и коня, садят огород. Во многом, конечно, им помогают дети. Они регулярно навещают своих родителей.
— Если бы не дети, — в один голос говорят старики, — мы бы вообще не знали что делать!
У Белковских трое детей, один сын и две дочери. Все они живут в Витебске. До родителей добираются тремя видами транспорта. От Витебска до Богушевска — поездом, затем до Догановки — автобусом, а от Догановки до Мацково — гужевым транспортом. Дмитрий Фёдорович запрягает коня и едет за дорогими гостями. Иногда к бабушке с дедушкой приезжают внуки и правнуки.
По четвергам в Мацково приходит автолавка, в которой супруги покупают необходимые продукты питания. Раньше дорога в деревню была почти непроезжей. Отремонтировать её помог председатель Коковчинского сельского Совета Сергей Тереня. Зимой она постоянно чистится. Ведь к жителям Мацково ездит не только автолавка, но и газовая служба, да и «скорую» иногда приходится вызывать.
— Жить скучно и трудно одним, и если бы не телевизор, вообще можно было бы умереть от скуки, — говорят Белковские.
Но супруги не хотят уезжать к детям в Витебск. Им дорог дом, в котором прожита вся жизнь, дорога малая родина. Пока они будут жить здесь — будет жить и деревня Мацково.

 Михаил Бураков.
 На снимках: Дмитрий Фёдорович и Любовь Никитовна Белковские;
улица опустевшей деревни.

 Фото автора.