Помогите первокласснику учиться
Эта статья, уважаемые родители, написана для вас. Вы познакомитесь с практическими рекомендациями, которые помогут вам и вашему ребенку быстро и безболезненно адаптироваться к школе.
Начало школьной жизни — трудное время для любого ребенка. Мысль о том, что ему придется находиться в незнакомой обстановке среди незнакомых людей, вызывает беспокойство практически у любого первоклассника. Правильная подготовка ребенка к началу школьных занятий может значительно уменьшить его тревогу. Не забудьте и о своих чувствах: если вы сами ощущаете беспокойство и волнение, наверняка они передадутся и вашему ребенку. Поэтому сохраняйте спокойствие и уверенность в себе и своем ребенке, не позволяйте страхам омрачать это важное событие.
Чтобы процесс адаптации не затянулся, в первую очередь, необходимо обратить внимание на психологическую готовность вашего первоклассника. Психологическая готовность к школе формируется у детей к 6-7 годам и определяется двумя аспектами: личностным (мотивационным) и интеллектуальным.
Личностный аспект заключается в формировании у ребенка потребности в общении со сверстниками и умения общаться, адекватной самооценки и готовности к принятию новой социальной роли — школьника. Ребенок должен понимать, что школа — это не только красивый ранец с дневником и тетрадями, не только игры с другими детьми «в интересные уроки». Это серьезный труд, требующий много внимания, терпения, усидчивости, культуры поведения.
Согласно интеллектуальному аспекту, у ребенка должен быть определенный уровень познавательных интересов, желание учиться. Ваш ребенок может с радостью пойти в школу, потому что уже большой, но это не означает, что он на самом деле желает учиться. Ходить в школу и учиться — две большие разницы. Как писал детский психолог Л. А. Венгер: «Быть готовым к школе — не значит уметь читать, писать и считать; быть готовым к школе — значит быть готовым всему этому научиться».
Мальчики и девочки — два разных мира
Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: в этом возрасте девочки интеллектуально и психологически немного опережают мальчиков в развитии. Поэтому 6-летней девочке учиться может быть легче, чем ее ровеснику-мальчику. Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в окружающей действительности. Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности при выполнении заданий. Старайтесь включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть сына к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже совершая ошибки. С девочками всё наоборот. если им трудно, надо вместе, до начала работы разобрать принцип выполнения задания, определить, что и как делать. В тоже время девочек надо постепенно учить действовать не только по заранее известным схемам, но и самостоятельно, подталкивать их к поиску собственных решений при выполнении незнакомых, нетипичных заданий. Скажите ребенку, что чувствовать волнение в первые несколько дней — абсолютно нормально, что это испытывают все дети без исключения. Успокойте его, обещайте, что при возникновении каких-либо проблем вы обязательно поможете ему.
Определяем готовность к школьному обучению
Покажите 6-летнему ребенку два брусочка, слепленных из одинакового количества пластилина: один — длинный и тонкий, а другой — короткий и толстый. Спросите, где пластилина больше. Ребенок, готовый к обучению в школе, должен ответить, что пластилина в обоих случаях одинаковое количество. Возможно, что ребенку потребуется сломать эти брусочки, чтобы понять истину. Не препятствуйте его исследовательской деятельности.
Наши дети — воплощение всего лучшего, что у нас есть! Мы, взрослые, понимаем, что учиться — значит в будущем быть счастливее, свободнее, успешнее. Помогите ребенку убедиться в ценности обучения — и тогда он сможет успешно адаптироваться к обучению в школе.
Удачи вам и вашим детям, уважаемые родители!
Майя Павловская, педагог-психолог
ГУО «Средняя школа №1 г.Сенно им. З.И.Азгура».
Фото Андрея МУРАШЕВИЧА.