Какие игрушки необходимы детям

Развитие богатого эмо­ционального мира ре­бёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют малышу выражать свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. О том, зачем и какие игрушки необходимы детям, рассказывает педагог-психолог ГУО «Ясли-сад №2 г.Сенно» Марина Боритко:

— Выбор игрушек для ребёнка — очень важное и серьёзное дело. Только сам ребёнок способен выбрать из огромного количества игрушек именно то, что ему необходимо. Этот выбор внутренне обусловлен теми же эмоциональными побудителями, что и выбор взрослыми друзей и любимых.

 — Зачем ребёнку любимая игрушка? 

 — У ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она помогает ему преодолевать страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть. На них иногда злятся, их наказывают и даже ломают, забрасывая в дальний угол, но их вспоминают в минуты детского горя, достают из угла, чинят, дорисовывают стёршиеся глаза и губы, шьют новые наряды, пришивают уши и хвосты.

 — Какие ещё игрушки, кроме любимой, должны быть у ребёнка для его полноценного развития?

 — Несомненно, у ребёнка должен быть определённый набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым.

 Ребёнку нужны игрушки из реальной жизни. Это кукольное семейство (может быть и семья зверюшек), кукольный домик, мебель, посуда, машины, лодка, касса, весы, медицинские и парикмахерские принадлежности, стиральные машины и т.д.

 У малыша должны быть игрушки, помогающие «выплеснуть» агрессию: солдатики, ружья, мячи, надувные груши, подушки, резиновые игрушки, скакалки, кегли, дротики для метания и т.д.

 И, конечно же, нужны игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения. Это могут быть кубики, матрёшки, пирамидки, конструкторы, азбуки, настольные игры, разрезные картинки или открытки, краски, пластилин, мозаика, наборы для рукоделия, клей и т.д.

 — Что нужно знать, покупая ребёнку игрушку?

 — При покупке игрушек нужно пользоваться прос­тым правилом: игрушки следует выбирать, а не собирать!

 Для годовалого малыша интересны и полезны пласт­массовые пирамидки из 3-4 колец разного цвета, мисочки разных размеров, вкладывающиеся друг в друга, разноцветные кубики.

 Для 2-летних детей очень хороши большой разноцветный мяч, который не закатывается под мебель, 7-8-сос­тавные пирамидки, мягкие, пушистые игрушки, которые дети уже не тянут в рот, а вот засыпают с ними очень хорошо. Большая пластмассовая машина или коробка уже с этого возраста начнут приучать ребёнка к аккуратности и самостоятельности. В них будут складываться после игры кубики, мячи и другие игрушки. Хорошо, если уже в этом возрасте у малыша будет своё игровое место в квартире.

 К трём годам набор игрушек расширяется. Прибавляются простейшие конструкторы, которые ребёнок собирает вместе со взрослыми. Дети начинают играть «в дочки-матери», «в папу и маму», «в магазин», «в детский сад» и т.д. Игрушки в этом возрасте увеличиваются в размерах (большая кукла, большой медведь…). Правильной будет покупка парикмахерских наборов,  чайных и столовых сервизов и других предметов, отображающих различные стороны реальности. «Бытовые игрушки» должны быть похожи на оригинал и достаточно прочны.

 К четырём годам ролевая игра становится основным видом деятельности ребёнка. Многие игрушки становятся ненужными, т.к. детская фантазия способна прев­ратить конкретные предметы в воображаемые. Так, карандаш может стать волшебной палочкой, зелёные листья — деньгами… Сейчас ребёнку наибольшую пользу принесут не дорогие и бесполезные игрушки, а функциональные, пусть даже сделанные своими руками.

 К пяти годам крупные игрушки перестают занимать ребёнка. А вот наборы зверушек, солдатиков, кукольных семей завоёвывают интерес и эмоции ребёнка. Появляется большая возможность для проигрывания  разных вариантов с одними и теми же игрушками; у детей развиваются фантазия и воображение, мышление перестаёт быть конкретным, а эмоциональный мир обогащается.

 Шестилетний ребёнок будет рад необычному конструктору, моделям кораблей и самолётов, красивым фломастерам и занимательной настольной игре, разборному роботу-трансформеру, набору для шитья и вязания. Детям очень нравятся игрушки, сделанные своими руками, особенно, если они становятся полезными для других. Любое желание ребёнка что-то смастерить, сшить, склеить и кому-то подарить, должно приветствоваться родителями, если они хотят развить в ребёнке трудолюбие, усидчивость и желание что-то в жизни давать другим.

 — Многие игрушки становятся ненужными. Как же с ними правильно поступить?

 — Ребёнок сам сделает «инвентаризацию» своих игрушек. Никогда не нужно заставлять ребёнка своими руками выбрасывать сломанные или устаревшие игрушки! Для него это символы его развития, с каждой связаны положительные эмоции и переживания. Это его детские воспоминания, это его друзья. Ненужные игрушки можно отремонтировать и отдать другим детям, подарить детскому саду, ребёнку, которому не повезло, и родители не покупают ему игрушек.

 Все, кроме любимой игрушки, надо периодически менять и обновлять.

 И ещё один совет: не надо водить ребёнка слишком час­то в магазин игрушек. Идти туда нужно только тогда, когда родители действительно готовы купить игрушку и подарить ребёнку радость. Дарить радость детям нужно не только в день рождения и в Новый год, но и просто так, от хорошего настроения.

 Беседовала

Татьяна Буракова.