Мошканские школьники делают древнеславянские обереги своими руками

Что у славянских народов обряды, традиции, поверья, основанные на жизненном опыте, выдумке, фантазии, желании понять тайное, сопутствуют человеку на протяжении всей жизни, занимают особое место — факт известный и научно доказанный.  Издавна существует твердая уверенность, что необходимо не только придерживаться этих традиций, но сохранять, беречь их,  передавать своим внукам.

Изготовление сувениров-оберегов на занятиях кружка «Красота своими руками» стало хорошей возможностью приобщения к уникальному наследию предков, которые всегда стремились защитить свой дом и украшали его оберегами.

Особое место в доме занимали  Домовой — известный персонаж народных сказок и поверий. Его почитали как доброго хозяина жилища, с ним старались поддерживать хорошие отношения, не забывая обращаться ласковыми словами, оставляя ему немного вкусной еды. Верили, что тогда Домовой отплатит добром за добро: сохранит мир и покой в семье, сбережет дом от бед и разорения, станет помогать по хозяйству.

Вот и мы решили «поселить» у себя забавного Домовичка Кузю вместе с подругой Домовихой Фросей.

Веник — древнейший оберег. Его мы связали из высушенной травы, украсив сухоцветами и семенами овощных культур — символами здоровья, любви, достатка, долголетия. Множество примет и поверий связано с веником. Веник, подвешенный вверх метелкой, — к деньгам, а подвешенный возле двери метелкой вниз, — выметает из дома болезни, горе, ненастье. Веником-оберегом предки обметали все углы дома по часовой стрелке. Такой веник украшали особенно. Считалось, чем он наряднее, тем большей силой обладает.

Особое внимание мы уделили Подкове на счастье. Ведь она — одна из самых древнейших и известных талисманов успеха, удачи, богатства. Это поверье пошло с тех времен, когда лошадь была самой большой ценностью в хозяйстве. И далеко не каждый мог подковать свою лошадку, слишком дорогой была эта работа. Как ни старались кузнецы, а подковы всеравно терялись, и для тех, кто находил их — это было огромной удачей и счастьем (можно было продать или переплавить для своей лошадки).

Свои Подковы на счастье мы изготовили из плотного картона, обтянув мешковиной и льняной тканью. Каждый самостоятельно придумал украшения для своего оберега. Для этого использовали семена с древними символическими значениями: пшеница и рожь — достаток; гречка — сила, теплота дружеских отношений; кукуруза — взаимопонимание, благополучие в семье; пшено — богатство; горох — крепкое здоровье; лён — материнская любовь, уверенность; подсолнечник — дети в доме, тепло, радость и добро; мак — охраняет от сглаза; фасоль — продолжение рода. Некоторые добавили в украшение своих Подков стразы, бисер, пайетки, бусинки, декоративную тесьму.

Готовые Подковы ребята повесили у себя дома над дверью. Как это правильно сделать обсуждалось сообща. Ведь существует два варианта: повесить подкову «рожками» вниз — она защитит дом от злых сил, а если вверх — дом наполнится удачей и благополучием. Мы решили выбрать второй вариант, чтобы счастья в доме была «полная чаша».

Немаловажное значение имеет и то, что дети по доброй воле, с большим желанием и от чистой души изготавливали свои обереги. Ведь по поверью обереги не могут быть изготовлены для самого себя, а самые сильные из них те, которые сделаны кровными родственниками. В процессе работы каждый думал о своей семье, о счастье в ней.

Знакомство с традициями, обрядами и поверьями, изготовление сувениров-оберегов оказалось весьма актуальной и познавательной темой, как для детей, так и для их родителей.

На уроках белорусской литературы в 5 классе, где изучается тема «Устное народное творчество», затрагиваются обычаи и традиции белорусского народа, его вера в мифологические силы, наши работы стали наглядным пособием. Выставка работ вызвала неподдельный интерес и желание приобщиться к этому занятию.

И хотя сувениры-обереги можно купить во многих магазинах, они, возможно, красивее и по цене дороже. Но для нас они стали неиссякаемым источником вдохновения, творчества, которое подарило радость, помогло развить фантазию, самостоятельность, инициативу, художественный и эстетический вкус. В любом случае отрадно, что благодаря этому занятию и увлеченности ребят, возрождаются народные традиции, а это дорогого стоит.

Татьяна

Кореневская,

учитель обслуживающего труда ГУО «Мошканская детский сад-средняя школа им.А.К.Горовца

Сенненского района».

На снимке: участники кружка «Красота своими руками» с сувенирами-оберегами, изготовленными на занятиях кружка.